Инвалидная коляска, кучи чемоданов, сиделка и измученная жена – Николай Караченцов прилетел в Израиль бороться с раком.
Но пока он проходит лучевую терапию, на родине треплют его имя. Некая балерина заявила, что десятилетиями была любовницей артиста…
Онкология ко всем бедам Караченцова добавилась в прошлом году – осенью у него диагностировали рак легких. Николай Петрович прошел уже шесть курсов химиотерапии.
– Российские медики сказали: мы уменьшили опухоль, а чтобы ее окончательно победить, нужно рак убить, выжечь гамма-лучами. Лучше всего эту процедуру проводят именно в Израиле, – рассказывает его жена Людмила Поргина.
Она уже 13 лет всеми силами держит мужа на этом свете. И лишь устало улыбается, узнав, что другая женщина рассказывает, будто была главной любовью ее мужа и теперь просто жаждет менять ему памперсы. Что-то она ее рядом ни разу не видела. Ни до аварии, ни тем более после…
«ЗНАЛА, ЧТО ОН ЖЕНАТ»
Бывшая балерина Кировского театра из Питера Елена Дмитриева ударилась в воспоминания неожиданно для всех. Дала пространное интервью, в котором рассказала, что у нее была связь с Караченцовым. И не просто мимолетная интрижка, а роман длиною в 23 года. Почти до той роковой аварии, которая сделала любимого страной актера неузнаваемым.
Свою историю Елена сравнивает с трагедией героини фильма «Зимняя вишня». Рассказывает, что так же страдала, любя женатого.
По словам Дмитриевой, познакомились они на вечеринке в ее родном Питере. Ей 18, ему 38. Всю ночь гуляли по городу, целовались до одури в парке. И каждый раз, когда актер приезжал с «Ленкомом» на гастроли, как уверяет балерина, они все свободное время проводили вместе.
– Что он говорил жене, как объяснял свои отлучки, я не спрашивала, – рассказывает она. – Знала, что он женат, что их сыну пять лет. Но это ко мне не имело никакого отношения.
Дмитриева говорит, что особо не таилась – открыто караулила его у служебного входа, звонила на домашний телефон и не пасовала, когда Поргина брала трубку. Через несколько лет отношений захотела стабильности, стала заводить разговоры о разводе.
– Я жила иллюзией, что мы непременно будем вместе, это вопрос времени. А когда оно наступит, зависело только от него. Коля говорил, что должен подрасти сын, что не может пока оставить семью, – делится своей историей Елена. – Сколько раз убегала от Караченцова, трижды выходила замуж, родила ребенка, уехала навсегда в Париж, но он снова и снова возвращал меня назад. Достаточно было услышать в трубке знакомый голос с вальяжной хрипотцой: «Я внизу. Выходи!» – как все бросала и мчалась к нему…
Караченцов и Кабо Роман
Главные роли в картине сыграли Ольга Кабо и Николай Караченцов.
Кабо вписалась в роль мгновенно, потому что Марию — чистую, нежную, чуть ироничную и прекрасную — Оле и играть было нечего. Эта роль замечательно ложилась на ее высокий чистый лоб, бархатные глаза в пол-лица… И хотя я смотрела других актрис, это было скорей просто опробование характера, а не поиск исполнительницы.
А вот с ролью корнета Родика Кирюхина у меня как-то не складывалось. Мы искали актера не старше тридцати. И не находили.
Олег Меньшиков, как всегда, «ускользал из объятий», и делать на него ставку было опасно.
Другой претендент смутил меня тем, что прежде чем прочесть сценарий, спросил, сколько он получит. Может, это была его шутка, но чувство юмора в тот момент мне изменило.
Николай Петрович Караченцов пришел по старой дружбе просто помочь провести пробы, подыграть Оле Кабо. Но он так хорошо «подыграл», что я затосковала. Когда работа в кино перерастает в дружбу, это дорогого стоит и случается не часто. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, что у тебя на экране.
Тем не менее мы продолжали пробовать других молодых актеров. В конце концов я поняла, что лучше возвести корнета в звание поручика.
Но Караченцов уже уехал с театром на гастроли в Питер. На душе сделалось тревожно: вдруг его перехватит другой режиссер и мы не сможем работать вместе?
Я помчалась в Питер.
Поезд подходил к Ленинграду, и по вагонному радио, которым по утрам будят пассажиров, вдруг зазвучал голос Николая Петровича. Он пел: «А жизнь во всем всегда права, и у нее свои слова». Он отвечал мне на мои поиски и терзания. Вот и не верь после этого в предзнаменования!
Я нашла Николая Петровича в гостинице «Октябрьская» и с порога спросила:
— Если я присвою вам звание поручика, вы будете у меня сниматься?
— Лучше бы сразу фельдмаршала! Но если у вас не нашлось подходящих эполет… Согласен пока на поручика.
Во время съемок стало ясно, что мы искали и ждали именно его, этого поручика. В нем сочетались озорство и суровое военное прошлое, ироничность и напор, авантюризм и безоглядная вера в правое дело. Ни в ком другом этого крутого замеса не было — молоды… Загадочная русская душа жила в поручике истинно и вольготно.
Загадочная русская душа,
Это интересно: Миндальное Масло для Ресниц
В тебе сегодня песенная нежность,
А завтра безрассудная мятежность.
Так хороша ли ты — нехороша…
Юрий Энтин и Геннадий Гладков писали песню о загадочной русской душе, уже слыша голос Петровича, уже представляя удаль его героя.
…Кто-то может удивиться, что я настойчиво величаю Караченцова Николаем Петровичем. Это вовсе не приятельская шутка. Мы действительно общаемся исключительно на вы и по имени-отчеству. И хотя дружны много лет, но никогда не переходили на ты. Иногда в момент особого творческого единения я могу назвать его «Петрович» — но все равно на вы.
Так же мы общались с Андреем Александровичем Мироновым.
А, например, с Леней Ярмольником мы давно на ты. Правда, иногда, когда ситуация заворачивает куда-то не в лучшую сторону, мы переходим на вы, чтобы поставить необходимый барьер:
— К барьеру, Леонид Исаакович!
— Извольте, Алла Ильинична…
Кроме «Человека с бульвара Капуцинов», «Двух стрел» и «Чокнутых» у нас с Петровичем есть еще маленький клип «Леди Гамильтон». Он — как «легкое дыхание», как междометие, как мечта о прошлом (слова Юрия Рыбчинского, музыка Владимира Быстрякова). Один кадр из этого клипа мне особенно дорог. Там офицер, которого играл Караченцов, уходит с дамой (Олей Кабо), из-за которой только что дрался, — уходит спиной от камеры. Но что это за спина! С приподнятыми от ощущения собственного достоинства плечами и победительно оттопыренными руками: ну что, взяли?! Это не вычислено. Это прожито…
Когда нам изредка удается собраться всем вместе, то еще «до первой» мы обязательно смотрим наш клип. А потом и после первой…
На премьере «Чокнутых» в Доме кино один коллега Николая Петровича по театру подошел ко мне с поздравлениями, а потом все-таки укусил:
— Но почему Караченцов? Что, уж и артистов нет других?! — При этом у него было абсолютно нецензурное выражение лица. Видимо, наш фильм наступил ему на самое то место, где больно. Мне стало его жаль.
— Ничего, — ответила я. — Не переживай так. У тебя еще все сложится.
…Мы снимали сцену объяснения в любви между Родиком и Марией. В этот день у Оли была температура тридцать девять. Я должна была бы отменить съемку, но Ольга сказала:
— Я же понимаю, что из всех температур для нас важнейшей является кино. Давайте снимать…
Она сыграла вдохновенно и прочувствованно. Быть может, даже более прочувствованно, чем было предусмотрено сценарием. Мне показалось, что Оля в тот момент думала о своей несбыточной любви и красивые крупные слезы, катившиеся у нее из глаз, были не слезами киноактрисы, а своими, настоящими.
Караченцов, увидев их, немедленно среагировал и отыграл: он провел рукой по Олиному лицу и сказал: «Соленые… Настоящие, значит?» Это тоже не было предусмотрено сценарием.
Оля вообще человек самоотверженный. Рисковый. И все хочет делать сама. В фильме «Крестоносцы» она неслась на мотоцикле с Сашей Иншаковым в коротеньком сарафанчике, едва держась одной рукой за мужественное Сашино плечо. Мотоцикл попал на разлитое масло (какая-то Аннушка постаралась), и актриса просто осталась без кожи на руке и ноге. Заживали раны долго, болезненно. Но съемок Ольга не остановила.
Вдруг звонит мне из Турции:
— Завтра прыгаю из окна четвертого этажа гостиницы. Это финальный кадр картины.
— Ты хочешь, чтобы он стал финальным в твоей жизни? — почти закричала я. — У тебя что, три позвоночника? Ты сначала хотя бы выйди замуж, чтоб было отчего из окна выбрасываться! Я не разрешаю! Пусть прыгает дублер.
— Не волнуйтесь: мы прыгаем вместе с Сашей Иншаковым. Все будет хорошо!
На этот раз действительно обошлось. Но я и сейчас считаю, что прыгать ей не следовало. Я видела фильм. Прыжок был снят не лучшим образом и риска не стоил.
Так же отчаянно она впрыгнула в свое замужество. И так же самоотверженно выпрыгнула, оставив себе дочку Танечку.
ФОТО КАК УЛИКА?
Она уверяет: Коля без нее жить не мог. Называл «самой любимой и единственной». Хотя иногда сомнения Елену грызли – то доходили слухи, что у актера роман с Ольгой Кабо, то, что он увлекся своей преподавательницей по степу.
Через 15 лет Дмитриева поставила ультиматум: или разводишься, или прощай. Он обещал поговорить с женой. Но так и не смог.
– Только теперь понимаю, как ему было трудно на это решиться. Он терпеть не мог семейных дрязг, скандалов. Если бы я была понастойчивее, понаглее, тянула бы его из семьи… А мне было некогда, занималась любимой профессией, – рассказывает Елена.
Удивительно, но Дмитриеву не знает никто из друзей Караченцова. Никто ни разу не видел их вместе, никто не может узнать ее в лицо или вспомнить, что актер называл ее имя.
Как такое возможно, если они регулярно встречались два десятка лет? Елена на этот вопрос отвечает просто: хорошая конспирация. И тут же рассказывает, что соседи по двору очень ей завидовали – мол, сам Караченцов к ней в гости захаживает…
А был ли роман с Кабо ?
Караченцов и Кабо снимались в двух фильмах, один из которых «Две стрелы. Детектив каменного века», а второй – «Чокнутые». Среди актерской среды упорно ходили слухи о том, что между молоденькой Ольгой и прожженным ловеласом Николаем возник бурный роман, и это при том, что разница у них в возрасте была солидной, целых 23 года.
«Каждый человек расслабляется, как может, кто-то выпивает спиртное, а Караченцов любит девочек. И с Ольгой Кабо у них был недолгий, но очень бурный роман. Впрочем, они вскорости расстались, мирно, без скандалов и выяснения отношения», — об этом рассказал Сергей Микульский , каскадер и по совместительству друг Николая Караченцова .
Супругу Караченцова можно считать очень мудрой женщиной. Она знала о романах своего мужа, и об Ольге тоже, но воспринимала всегда их спокойно.
«Как можно не влюбиться в моего мужа, хорош собой, танцует, поет, всегда галантный кавалер. Я понимаю тех девочек, которые питали насчет него иллюзии. Но следует добавить, что семья для Коли всегда была в приоритете», — рассказала Людмила Поргина .
Сама Ольга не отрицает то, что между ними была связь, но признается, что именно благодаря Караченцову она запела. Дело в том, что у него во время съемок была привычка постоянно что-то напевать, что вдохновило Ольгу . Позже они в дуэте спели три песни, которые стали хитами.
«ХОЧУ НА НЕЕ ПОСМОТРЕТЬ»
Свою минуту славы Елена получила. Откровенничая, заодно прошлась и по Людмиле Поргиной – мол, спасибо, конечно, что ухаживает за Караченцовым все эти годы, но «мне кажется, Коля бы не хотел, чтобы его видели немощным».
Осудила «любимая и единственная» и венчание супругов: «Надо было это сделать тихо, для себя, а не на публику. К сожалению, таинство было превращено в шоу».
Дмитриева говорит, что ни о чем не жалеет. И все 13 лет, что он больной и беспомощный, мечтает ему помочь:
– Все бы бросила и стала за ним ухаживать! Взять бы Колю за руку и сказать: «Я здесь. Я тебя люблю. И никогда не забуду». А вдруг эти слова его оживят? Вдруг помогут вспомнить, каким он был?..
Но почему-то жалеет его только на расстоянии – даже под видом давней знакомой ни разу Караченцова так и не навестила.
Людмила Поргина ее откровения не читала – не до того, забот полно, вот сейчас надо 2 миллиона собрать на очередной этап лечения. Решить вопрос с сиделками, лекарствами, реабилитацией. Некогда чужие фантазии разбирать.
– Сейчас могут говорить все, что угодно. Я помню как-то даже фильм шел – «Любовницы Караченцова», мы с ним вместе смотрели. Белиберда! Называли там кого-то, но Лены Дмитриевой не было. Хочу ее узнать. Посмотреть. Пусть приезжает. Но уверена: вранье полное. Она знает, что человек сейчас борется за жизнь, ему не до того, чтобы с кем-то разбираться…
71-летняя вдова звезды «Ленкома», Николая Караченцова, Людмила Поргина приняла участие в шоу Кудрявцевой «Секрет на миллион», где рассказала некоторые подробности семейной жизни с актером.
Николай Караченцов и Людмила Поргина прожили вместе 43 года. И если для актера это был первый и единственный брак, то для заслуженной артистки — третий. При этом за долгие годы совместной жизни Людмила Андреевна научилась спокойно реагировать на слухи и сплетни, которые ходили вокруг звезды «Ленкома».
Когда в «Ленкоме» Людмила Поргина встретилась с Николаем Караченцовым, то, по ее словам, влюбилась с первого взгляда. Актриса тогда была замужем второй раз. Поргина первая призналась Караченцову в любви сразу. Муж, узнав об измене, побил Поргину, вывез в лес и пообещал убить. Однако все обошлось.
Свадьба Николая Караченцова и Людмилы Поргиной
А вскоре Караченцов явился к будущей теще и попросил любимую Люсю развестись с мужем. «Я подала на развод и два год ждала предложение от Караченцова. Однажды я ему сказала: или ты делаешь мне предложение немедленно, или я выхожу замуж. Даю три дня. На следующий день звонок: подъезжай к Ленинскому загсу, я с паспортом. Практически я его на себе женила», — поведала актриса.
За годы их совместной жизни Николаю Петровичу приписывали невероятное количество романов. Но Поргина с пониманием относилась к тому, что женщины сходили по нему с ума. Так, актриса Ольга Кабо в программе «Секрет на миллион» намекнула, что у нее с Караченцовым была любовь. Кабо назвала его настоящим мужчиной.
Ольга Кабо с сыном и Николай Караченцов
На вопрос Леры Кудрявцевой, знала ли Поргина о романе мужа с Ольгой, та ответила, что в случае серьезного чувства была готова отпустить супруга: «Я знала, что Ольга Кабо в него влюблена. Я знала, что он ей очень нравится. Я спрашивала, нравится ли она ему, он отвечал отрицательно. Я ему сказала: уходи, если ты кого-то полюбишь».
Однако Караченцов никуда не ушел. «Я Колю могу понять, Оля — удивительной красоты женщина, обладающая неподражаемой пластикой. Я не могу осуждать Колю, потому что Кабо необыкновенная», — поведала артистка.
Она не скрывает — муж делал для нее все, чтобы она была счастлива. Но взамен Людмила Андреевна оставила кино и «посвятила жизнь своему Коленьке». Сейчас она живет на даче. Именно там прошли последние годы жизни ее мужа. Там же живут шесть кошек и четыре попугая. «Все они мои друзья и Колины дети, как я их называю, бросить их я не могу», — заключила Людмила Поргина.
Рейтинг 4.00 [11 Голоса (ов)]
«ОН ЗВОНИЛ ПО СТО РАЗ В ДЕНЬ»
Как бы то ни было, а слухи о романах Караченцова в актерских кругах, действительно, ходили. Даже о серьезных, многолетних. Вот только Людмила Андреевна в них верить отказывается.
– Что же тогда я не знала об этих романах?.. Да нет, он совершенно другой. Коля за всю свою жизнь не сказал мне грубого слова. Матом никогда не ругался, ни разу не повысил на меня голос – нет, только: «Девонька, любимая, дорогая».
Надо было знать, как мы жили, как у нас все было весело и хорошо. Как он тосковал без меня, без сына, как звонил по сто раз в день – «Девонька, любимая…» – «Коленька, я не могу с тобой разговаривать». – «Ну скажи хоть слово, скажи, что ты там делаешь, где ты?»
Понимаете, его трудно оценить тем, кто не является таким, как он. Совершенно цельный человек. Он абсолютно точно знал и продолжает знать сейчас, что ему надо.
Как-то ночью меня разбудил, говорит: «Девонька, ведь, наверное, было бы лучше, если бы я сразу умер». – «Почему ты так говоришь?» – «Ну как, я бы тебя освободил, ты могла бы спокойно играть в театре, путешествовать, как ты любишь». «Коль, – говорю я, – зачем мне театр без тебя? Зачем мне эта жизнь без тебя? Я боролась и буду бороться за твою жизнь, это моя главная цель – чтобы ты жил, чтобы сидел со мной рядом».