Биография Андрея Звягинцева
Андрей Петрович Звягинцев – российский режиссер, автор фильмов «Изгнание», «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь», которого уже назвают продолжателем традиций Андрея Тарковского. В своих фильмах он неизменно обращается к теме страданий рода человеческого, зачастую – через библейские аллюзии.
Режиссер Андрей Звягинцев
Режиссер Андрей Звягинцев
Он родился 6 февраля 1964 г. в городе Новосибирске. Мать — учитель русского языка и литературы. Отец служил милиционером.
Когда Андрею исполнилось пять лет, отец решился уйти из семьи, выбрав для жизни другую женщину. Отношения с отцом у Андрея были сложными и напряженными, вплоть до самой смерти отца. Детская обида не отпускала его многие годы.
Окончив школу, молодой человек решил поступать в Новосибирское театральное училище, выбрав актерский факультет. Годы учебы были легкими, а по окончанию учебного заведения началась работа в местном ТЮЗе.
Затем последовал призыв в армию, где он проходил службу в качестве конферансье Новосибирского военного ансамбля.
Начало творческого пути
Отслужив, он принимает твердое решение продолжить учебу в Москве. ГИТИС, актерский факультет (мастерская Евгения Лазарева). Учебу окончил в 1990 г., но на работу в театр не спешил.
В те годы молодой человек успел разочароваться в театре. Он считал, что «театр стал выпускать «продукт», вместо того, чтобы заниматься искусством»
Затем решил заняться написанием рассказов, но это занятие его не вдохновило. После было серьезное увлечение кино. Пришлось немного сниматься в фильмах. Наиболее популярные сериалы — это «Каменская» и «Будем знакомы». Также снялся в известной киноленте Владимира Меньшова «Шырли-мырли».
Он пересматривал ретроспективы знаменитых режиссеров: Куросавы, Годара, Антониони и других.
90-е годы для страны были тяжелые в экономическим плане. Многим было не до кино, соответственно финансировать съемки, желающих было мало. Звягинцеву пришлось работать в качестве дворника до 1993 г.
Это позволило получать деньги, пусть и небольшие. Наконец он получил служебное жилье, которое было поблизости с театром им. Маяковского. Этот особняк был бывшим дворянским имением, построенном в 1825 г.
Следующие семь лет прошли в съемках рекламных роликов, что также позволяло ему худо-бедно существовать. Именно благодаря им, во всем мире вскоре узнали о талантливом режиссере. А именно, на него обратил внимание Дмитрий Лесневский. В то время он работал продюсером на телевизионном канале Ren-TV.
Детство и семья Андрея Звягинцева
Появившись на свет в Новосибирске, первые несколько месяцев жизни Андрей находился в селе Новомихайловка. Его родители развелись, и 5-летний Андрей остался жить с мамой, школьной учительнице русского языка и литературы.
Детское фото Андрея Звягинцева
Искусством и литературой Звягинцев интересовался со школьных лет. В 16 он записался в театральную студию Льва Белова при Новосибирском ТЮЗе. Позже Белов набрал на базе этой студии свой курс в местом театральном училище, куда был принят и Андрей.
Второкурсником он сыграл главную роль в ТЮЗе в постановке «Не помню». Оканчивая училище, Андрей уже был задействован в постановках «Акселераты», «Никто не поверит» Диплом об окончании училища Андрей получил в 1984-ом году. Он остался в ТЮЗе. Вскоре его призвали в армию. Служба проходила в Новосибирском военном ансамбле, где Звягинцев был конферансье. Вместе с ансамблем он выступал на концертах в разных гарнизонах.
В 1986-ом году, вернувшись из армии, Андрей принял решение ехать в Москву. Он поступил в ГИТИС, попав на курс Владимира Левертова и Евгения Лазарева. Там он учился на актёрском факультете.
В дипломном спектакле по пьесе Тургенева Звягинцев сыграл роль Горского. Это был 1990-ый год. В театр выпускник ГИТИСа решил не идти.
Биография Звягинцева
Андрей Звягинцев появился на свет 6 февраля 1964 г. в Новосибирске. Он рос и воспитывался в простой семье, не имеющей ничего общего с кинематографом.
Отец режиссера, Петр Александрович, был милиционером, а мать работала школьным учителем русского языка и литературы.
Детство и юность
Когда Андрею едва исполнилось 5 лет его отец решил уйти из семьи к другой женщине.
Для мальчика это событие стало первой трагедией в биографии. Когда Звягинцев повзрослеет, он так и не сможет простить отца.
Любовь к театральному искусству у будущего режиссера проявилась еще в школьные годы. В результате, после получения аттестата он поступил в местное театральное училище, которое окончил в 1984 г.
Став дипломированным актером, Андрей Звягинцев устроился работать при Новосибирском ТЮЗе. В то время он также снимался в фильмах.
Андрею доверили главные роли в картинах «Никто не поверит» и «Акселераты».
В скором времени парень получил повестку в армию, где проходил службу в качестве конферансье в военном ансамбле. Благодаря этому, ему удалось продолжить выступать на сцене.
После демобилизации Звягинцев решил поступить в ГИТИС, по причине чего переехал в Москву. Спустя 4 года он получил диплом, однако работать в театре отказался.
По его словам, в тот период театр производил «продукт для зрителя», который был далек от настоящего искусства.
Начало карьеры актера Андрея Звягинцева, фильмография
Иногда Андрей снимался в телесериалах в эпизодах, снимал рекламу. Актёр снялся в сериалах «Будем знакомы», «Горячев и другие», «Каменская», так же был задействован в фильмах «Ширли-мырли» и «Котёнок». За десятилетие, проведенное в Москве, он принял участие лишь в двух антрепризных постановках. В 1993-ем году это был спектакль «Игра в классики», а в 1997-ом году – спектакль «Месяц в деревне». Как Звягинцев сам признался в интервью, в девяностых годах было время, когда ему не хватало денег даже на проезд в метро.
Режиссер Андрей Звягинцев имеет множество наград за свои фильмы
Звягинцев обратил на себя внимание рекламными роликами, которые он снимал. Надо отметить, что он создавал рекламу, не имея режиссёрского образования. Дмитрий Лесневский, который в то время являлся продюсером телевизионного канала Ren TV, как раз тот человек, с подачи которого весь мир вскоре узнал Звягинцева.
Актерская деятельность
На самом деле фильмография Звягинцева не очень большая, в список кинокартин, в которых участвовал актер, входят:
- «Будем знакомы»;
- «Ширли-мырли»;
- «Тайна»;
- «Василий Шуткин»;
- «Каменская».
Параллельно со съемками он был задействован в нескольких театральных постановках, в 1993 году он исполнял роль в спектакле «Игра в классики», а через 4 года еще в одном — «Месяц в деревне». Как говорил сам молодой человек, он согласился выступать только потому, что катастрофически не хватало денег, даже на проезд в метро.
Чуть позднее Андрей решился зарабатывать на пропитание рекламными роликами, что у него прекрасно получалось, при этом режиссерского образования и опыта у него в то время еще не было. Именно тогда на него обратил внимание Дмитрий Лесневский, который на тот момент был продюсером одного популярного телеканала. Он и помог Звягинцеву стать узнаваемой личностью.
Режиссёрский дебют Андрея Звягинцева
Так «Возвращение» стало киносенсацией года. Режиссёр за эту картину на мировых фестивалях получил двадцать восемь наград. «Возвращение» посмотрели зрители семидесяти трёх стран.
Режиссура
Профессиональная карьера Андрея Звягинцева началась с исполнения эпизодических ролей в многосерийных картинах и рекламных роликах. До этого он пробовал писать сценарии и рассказы, но добиться должного результата не удавалось. В последующие годы фильмография Звягинцева стала стремительно расширяться. Увлекшись киноиндустрией, Андрей начал тщательно исследовать ретроспективы выдающихся постановщиков Акиры Куросавы, Жан-Люка Годара, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони в Музее кино.
Андрей Звягинцев в молодости
Москва слезам не верит. Не брезговал Звягинцев профессией дворника, что давало возможность пользоваться служебным жильем в непосредственной близости от театра имени Маяковского. Местом временного обитания Андрея стал старинный, обветшалый особняк 1825 года, где кинематографист располагал комнатой в 50 квадратов.
В канун 2000 года состоялся дебют Звягинцева в качестве режиссёра. Телевизионный канал RenTV презентовал первые киноленты начинающего сценариста и постановщика. В рамках телевизионного цикла зрители посмотрели короткометражные новеллы «Obscure» и «Выбор». В 2003 году на экранах появилась полнометражная кинолента Звягинцева «Возвращение» с яркой, животрепещущей сюжетной линией.
Трейлер фильма «Возвращение» Андрея Звягинцева
Сюжет фильма направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности, на что Звягинцев ответил: он ощущает мир именно таким, и жизненный ритм происходит аналогично сюжету.
В картине режиссёр продвигал цель – показать зрителю реальное течение жизни. Фильм настолько понравился публике, что через год вышла фотоколлекция Владимира Мишукова, работавшего на съемочной площадке фотографом.
Андрей Звягинцев на съемках фильма «Возвращение»
Неблагоприятные прогнозы кинокритиков и прокатчиков не сбылись. За 2 недели проката в кинотеатрах кассовые сборы превысили $ 260 тыс. при бюджете фильма менее $ 1,5 млн. Звягинцева назвали феноменальным режиссёром. Еще бы, ведь непризнанная критиками картина получила одновременно 2 награды «Золотой лев», номинирована на международную премию «Оскар» и запущена в прокат в 32 странах.
В итоге «Возвращение» стал сенсацией, завоевав 28 наград на мировых кинофестивалях, работу Андрея оценили зрители 73 стран мира.
Андрей Звягинцев в Каннах
В 2008 году Звягинцев стал участником культового проекта, названного признанием в любви к крупным городам мира — Парижу, Шанхаю, Гаване, Рио-де-Жанейро и прочим. Участвовать в создании фильмов, действие в которых происходит в указанных мегаполисах, почли за честь Натали Портман и Жерар Депардье, Альфонсо Куарон и братья Коэны, Бенисио Дель Торо и Эмир Кустурица.
В распоряжение постановщика выделялось $ 150 тыс. и только сутки на съемки, ограничивалось количество актеров и метраж пленки, а на экране новелле отводилось 5 минут. Российский режиссер снимал короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя».
Режиссер Андрей Звягинцев
Однако фильмы, представленные Андреем и Скарлетт Йоханссон, вырезали при окончательном монтаже киносборника как неформатные. Решение принимала фокус-группа из 200 человек, что немало удивило Звягинцева.
Первоначальная версия, включающая эпизод Андрея Звягинцева «Апокриф», демонстрировалась на фестивале в Торонто в том же 2008 году. Позже режиссер скажет, что фильм на заказ, с жесткой регламентацией, утверждением сценария у продюсеров проекта – плохая идея. И если еще раз предложат что-нибудь подобное, откажется на 99 %.
Трейлер фильма «Изгнание» Андрея Звягинцева
Следующим рывком в киноиндустрии стала психологическая драма «Изгнание», получившая благосклонность критиков без прогнозов на будущее. Сразу же после съемок автор подал заявку на участие в Каннском фестивале. На крупнейшем кинофоруме картина отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», признана лучшей и на Московском кинофестивале. Главную роль в этой постановке исполнил актёр Константин Лавроненко, который ранее уже сотрудничал с Андреем на съемках картины «Возвращение».
Трейлер фильма «Елена» Андрея Звягинцева
В 2011-м на экраны вышла очередная успешная кинолента уже признанного режиссера Звягинцева. Социальный драматический фильм «Елена» вновь представлен в Каннах, где автор получил специальный приз «Особый взгляд», а позже был отмечен на другом фестивале — Sandens. Фильм стал лучшей работой года, завоевав 4 премии «Золотой орёл» и «Нику». Однако самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера была впереди — фильм «Левиафан», представленный на суд зрителей в 2014 году.
«Левиафан» — это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова, повествует о человеке, жизнь которого пожирает государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» картина номинирована на «Оскар».
Трейлер фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева
В фильме сыграли звезды театра и кино России – Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова. Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.
Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечает сам Андрей Звягинцев, «видимо, фильм попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».
Трейлер фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева
В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.
На юбилейном, 70-м, фестивале на Лазурном берегу Звягинцев представил очередной проект – «Нелюбовь» с Марьяной Спивак, Алексеем Розиным и Матвеем Новиковым. Картина о мальчике, оказавшемся ненужным родителям, удостоена третьей по значимости награды – Приза жюри, «Сезара», выдвинута на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.
Фильм Андрея Звягинцева «Изгнание»
Режиссер Андрей Звягинцев сегодня работает над новыми фильмами
В 2014 году свет увидел фильм «Левиафан», вызвавший в обществе большой резонанс, ставший обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и номинированный на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». В главных ролях были задействованы Елена Лядова, Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов и другие.
Это история о жителях поселка за Полярным кругом (съемки проходили в поселке Териберка Мурманской области). Главный герой – автомеханик, честно трудящийся и воспитывающий сына от первой супруги. В один момент его жизнь ломается: жена изменяет ему с его другом, сын обвиняет его в ненависти к его покойной матери, а на его дом и землю покусился местный чинуша, готовый сфабриковать уголовное дело ради лакомого кусочка недвижимости.
Кадр из фильма Звягинцева «Левиафан»
После премьеры «Левиафана» зрители разделились на два лагеря. Кто-то обвинил режиссера в ненависти к России, но большинство все же сошлось во мнении, что Звягинцев лишь обличил российские реалии: процветающую коррупцию, угасающую провинцию, безысходность и ничтожность жизни простого гражданина.
Личная жизнь
Первой женщиной Звягинцева была актриса Вера Сергеева, с которой он жил в гражданском браке. Молодые люди познакомились в театре «Старый дом».
Вскоре у пары родились близнецы, один из которых умер уже через неделю после появления на свет. Второй, Никита, сегодня проживает в Новосибирске. Он является бизнесменом, продолжая поддерживать хорошие отношения с отцом.
После этого Андрей начал ухаживать за сокурсницей по вузу по имени Инна. В 1988 г. молодые люди решили пожениться. Со временем этот брак распался, поскольку девушка ушла к другому мужчине.
Затем Звягинцев увлекся моделью Инной Гомес, с которой он сотрудничал в ходе съемок проекта «Черная комната». Однако их отношения оказались непродолжительными.
Ирина Гринева и Анна Матвеева
Позже режиссер взял в жены актрису Ирину Гриневу, вместе с которой прожил 6 лет.
Следующей супругой Андрея Звягинцева стала монтажер Анна Матвеева. В этом союзе у пары родился мальчик Петр.
Изначально в семье царила полная идиллия, однако позже супруги начали все чаще конфликтовать. Как следствие, в 2020 г. Андрей и Анна расстались. Сын Петр остался жить с матерью.
Личная жизнь Андрея Звягинцева
Режиссёр на протяжении шести лет был в браке с актрисой Ириной Гринёвой. Сейчас Гринёва вновь замужем; её супруг – фигурист Максим Шабалин.
Ирина Гринева, бывшая жена режиссера Звягинцева
Вторая жена режиссера – монтажер Анна Матвеева. В 2009 году у семейной пары родился сын Пётр.
На фото: Андрей Звягинцев и Анна Матвеева
В сентябре 2020 года СМИ сообщили о разводе Звягинцевых. Так как режиссер ведет замкнутый образ жизни, информация попала в прессу через третьи лица.
Андрей Звягинцев сейчас
Андрей Звягинцев говорит, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10-15 лет. Причем есть 4 готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.
Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый – о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, и еще один – событиям, происходившим за 400 лет до н.э. и в Древней Греции.
Андрей Звягинцев
Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Картина будет состоять из 3 новелл, рассказывающих о жизни в блокадном Ленинграде, в оккупированном фашистами Киеве, а содержание третьей Звягинцев держит в секрете. По словам автора, в этой истории нет боевых действий, а есть человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти.
Осенью 2018-го в Москве и Санкт-Петербурге состоялся спецпоказ резонансных картин «Левиафан» и «Елена». После просмотра фильмов Андрей ответил на вопросы зрителей.
Андрей Звягинцев и Александр Роднянский
Таблоид Variety сообщил, что в скором будущем в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект – 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступает голливудская компания Paramount Television. Фильм станет продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины, вот только какой – не уточнялось.
Продюсер прежних работ Звягинцева, Александр Роднянский, рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег потому, что те приняли условия российской стороны – снимать на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.
Режиссер года 2020: Андрей Звягинцев
Шерстяной костюм, рубашка из хлопка, все Boss.
Андрей Звягинцев из тех, кто не склонен отделываться от собеседников короткими дежурными репликами: вот уже сорок минут он дает пятиминутное блицинтервью коллегам из видеодепартамента. На тридцатой минуте конструкция из двухметровых букв L, O, V и E, заботливо выстроенная для фотосессии коллегами из журнала, киногенично обрушается за спиной у режиссера, но он не прерывается. И не просит передышки между съемкой и еще одним коротким разговором минут на сорок, и никак не выражает недовольства, когда забывают принести воды, хотя голос выдает усталость, и никак не подчеркивает свой статус. В этом году «Нелюбовь» получила всего лишь приз жюри Каннского кинофестиваля – «всего лишь» в том смысле, что не «Золотую пальмовую ветвь» и не Гран-при. «Левиафан» три года назад там же наградили за сценарий, у «Елены» тоже был приз жюри, но в каннском «Особом взгляде», а дебютное «Возвращение» победило в Венеции. Всего лишь приз жюри – это очередной приз самого успешного на сегодня российского режиссера по такому объективному (то есть поддающемуся подсчету) критерию, как количество и качество призов главных европейских кинофестивалей. Однако говорим мы не о фестивальном успехе и не о сюжете фильма, а о том состоянии страны, общества, окружающей среды, которое режиссер пытается зафиксировать в последних трех фильмах. Шесть лет назад в разговоре о «Елене» внешне словно не меняющийся все эти годы Звягинцев сформулировал его примерно так: «Каюк может наступить в любой момент». И теперь мне интересно, думает ли он, что мы все еще живем в ожидании этого момента или уже после него?
«Мне кажется, мы это потом как-то осознаем. Сейчас мы просто живем, радуемся солнечным дням, в кафе можем какое-нибудь прекрасное заглянуть, в ресторан и увидеть там счастливых людей. Пройтись по какой-нибудь Покровке или Мясницкой, встретить молодежь, которая… не знаю, вы сложно ставите вопрос. Я на самом-то деле и не задумывался о том, наступил ли этот самый каюк. Я не склонен к эсхатологическим обобщениям: наступит ли вот-вот конец света? Или нам его еще некоторое время подождать? Мы не знаем этого. Очевидно только, что интернет настолько всерьез завоевывает пространство умов, что какой-нибудь Первый канал скоро уже совсем не сможет с ним тягаться. За кем будущее? Конечно, не за аудиторией, которая сидит дома на диване и смотрит этот Первый канал. Будущее за молодыми людьми, поэтому в какой-то момент эта масса нового, совсем другого отношения к настоящему станет критической, и тогда конфликт с социальным устройством или с системой, которая, как кажется, надежно построена, будет просто неизбежен. А уж когда это случится – трудно сказать. И что остается власти? Разгонять дубинками молодежь? Сажать? Но ведь это же не решение проблемы неуклонно нарастающего конфликта поколений и системы взглядов; неизбежно и уже скоро придет новый жизненный уклад. Как ни откладывай, ни сноси на потом эту перемену, как ни топчись на месте, ни отбрасывай страну в давно пережеванное прошлое, – будущее неминуемо придет. И потому необходимо что-то менять; так что я правда не думаю, что это непременно каюк, надежда все-таки остается. Просто совершенно необходима перемена социального уклада, изменение системы отношений человека и государства. Само время, невероятная информированность, скорости реакций на происходящее, невиданная открытость и доступность коммуникации значительных групп людей – все это само по себе рисует новые возможности для будущего. И лучше бы эти перемены произошли безболезненно».
И следующие двадцать минут мы снова не говорим ни слова про «Нелюбовь», потому что Андрей искренне возмущается попытками ревизии Сталина, выражает уверенность в том, что в эпоху мобильного видео уже не получится по-темному объезжать дома на воронках, изымая лучших в часы самого глубокого сна, припоминает миллионы написанных доносов и приводит историю из текста Бродского «Размышления об исчадии ада», написанного через 20 лет после смерти вождя. Текст этот начинается с воспоминания о том, как в день объявления о смерти Сталина 13-летний школьник оказывается в актовом зале, где всем ученикам предписывают встать на колени и плакать. Этот фрагмент явно произвел сильное впечатление на Звягинцева. Для человека, которого, как водится, не раз обвиняли в чернухе, в сгущении красок и прочих художественных перегибах, касающихся демонстрации России на экране, он демонстрирует примечательную способность искренне удивляться ужасному, впечатляться им, недоумевать.
«Перемен ждет и нравственный климат в стране. А то как-то нехорошо: добро и зло так неприметно поменялись местами или смешались в одну общую массу, не разберешь. То есть теперь врать можно напропалую, и никто тебя даже за руку не схватит. Теперь ты можешь сначала заявить о своей непричастности к чему-либо – мол, одежду цвета хаки купили какие-то вежливые, но непонятные люди в военторге, а спустя два года объявить, что ты лично придумал и поручил спасение Крыма. И почему-то ни запальчивый Соловьев, ни обстоятельный Леонтьев ни единым звуком не отметили это очевидное противоречие. Это уже наша общая духовная среда тотальной лжи, в которой мы живем. Как же можно было затащить страну в столь печальное состояние, когда она имела невероятные возможности к обновлению? Я посмотрел недавно фильм про Немцова (документальный фильм «Слишком свободный человек» Веры Кричевской и Михаила Фишмана. – Прим. GQ), вы же видели его? Черт подери, такой свободной пресса не была никогда! Меня вдруг как-то осенило, наступила вдруг прозрачная ясность, я понял, что это не только его (Бориса Немцова) личная биография, это была биография всех нас, наш общий опыт: вот так, примерно с 1992 по 2020 год. Это о том, что мы с вами вместе пережили, чему мы не всегда были прямыми свидетелями, что неизбежно оставалось за кадром, о чем можно было узнать только изнутри. И вот, в обратной исторической перспективе, склеив собственный рассказ с рассказом изнутри, получаешь цельную картину».
Увиденное накануне так зацепило Звягинцева, что он перестает быть похожим на человека, который привык тщательно анализировать и выверять, каким он предстает в фильмах. Тщательно анализирует и выверяет он то, что переживает. При этом никакого специального желания снимать актуальное кино у него нет. Конечно, соблазн объединить «Елену», «Левиафана» и «Нелюбовь» в трилогию велик, но то, что Звягинцев снял три подряд фильма про «Россию сегодня», отчасти совпадение – просто другие три сценария пока не удалось запустить в производство.
«Жизнь, конечно, продолжает подбрасывать идеи для рождения новых историй. Есть, правда, такое ощущение, как бы сказать… ну, хватит. Потому что, ну, сколько еще можно об актуальном? Что еще не было сказано? Может быть, и есть еще что-то важное, что не приходит отчего-то на ум; не приходит на ум в том смысле, что «не стучится», не требует реализации. Либо уже достаточно сказано. Обо всем ведь нельзя сказать, у каждого свой предел этого видения, ведения, понимания. Тем более что теперь какое-то странное чувство безвременья, что ли, или это субъективное чувство апатии. Скучно стало жить: как-то все стало вдруг понятно и будто бы совершенно неизменно и предсказуемо. Все это не может не угнетать твой дух».
При этом кино после «Левиафана», в котором было и про коррупцию в социально-политическом буквальном смысле, и после «Елены», в которой было прямое, в лоб столкновение богатых и бедных, в «Нелюбви» нет наглядно политического: что-то проскакивает в телевизоре фоном, где-то там выборы, Болотная, а на экране – разводящиеся супруги, делимое имущество и ребенок, который оказывается никому не нужен. А еще – вполне себе дельный сотрудник полиции, отношения на стороне и волонтеры-поисковики, которые на фоне мелодрам часами прочесывают овраги и леса в поисках сбежавшего мальчика. И только героиня в босковском костюме из олимпийской сочинской коллекции с надписью RUSSIA во всю спину кажется ну слишком уж лобовой метафорой не только российским зрителям и критикам, но и как минимум одному итальянскому. Вернее, не не только, а не столько, потому что российские зрители и критики героинь и героев в таких костюмах видели и видят в жизни.
«Признаться, на весах «быть понятным/услышанным всеми» или «сказать подлинно что-либо, не повышая голос» я выбираю все-таки остаться в берегах подлинности. Без каких-то подпорок, которые грешат этаким морализаторским криком, воплем, настоянием. Другими словами, кто увидит, тот увидит. Я не гонюсь за аудиторией, чтобы она непременно расширялась, и не желаю ей угождать. Поняли нашу авторскую интенцию, о чем мы говорим – замечательно. Нет? Зинаиде Гиппиус, по-моему, приписывают: не надо объяснять, если надо объяснять. А несут ли мои герои ответственность за реальность, среду, в которой они живут? Так это наше с вами общее, мне кажется, состояние, плавильный котел. Среда и обстоятельства – политические, социальные или еще какие бы то ни было – влияют на людей, и неизбежно люди по принципу обратной связи влияют на жизненный уклад, поскольку выстраивают соответствующим образом связи с другими людьми и, как бы сказать, отзеркаливают. То есть одно другое подгоняет, возгоняет. Политическое складывается из личного, да, но и политика входит в дом каждый вечер с итогами недели, а иногда и по утрам в образе следователей СК».
Этот и другие материалы про победителей премии «GQ Человек года» 2017 вы сможете найти в октябрьском номере GQ, который поступит в продажу в этот четверг, 14 сентября. Также в App Store и Google Play скоро будут доступны цифровые версии номера.
Если вы хотите первыми читать самые интересные статьи, подпишитесь на нашу рассылку.
Фото: Данил Головкин; стиль: Татьяна Лисовская
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.