г. Москва, ул. Сокольнический Вал, д. 24, корп. 3

м. Сокольники

Виктор Павлов умер на руках жены

Имя: Виктор Павлов Дата рождения: 5 октября 1940 г. Место рождения: г. Москва Рост: 170 см Национальность: русский Дата смерти: 24 августа 2006 г. Отчего умер: сердечный приступ Где похоронен: Кунцевское кладбище, Москва Застенчивая улыбка, доброе лицо, полноватая фигура – это актёр Виктор Павлов. Биография, личная жизнь его складывалась не всегда, так как хотелось. Артиста редко приглашали на главные роли, больше доверяли второстепенные. В эпизоды он вкладывал душу, поэтому его героев запоминали надолго.

Детство и юность

Павлов Виктор Павлович родился в Москве 5 октября 1940 г.

Мама работала врачом, папа – инженером на заводе. Когда началась Отечественная война, отец добровольцем пошёл воевать с немцами. Наиболее яркое воспоминание Виктора – возвращение отца.

Именно благодаря главе семейства сын полюбил театр. Начиная с 3 класса, он брал Виктора на театральные представления. Отец радовался, что ребёнок приобщается к искусству. Ведь младший Павлов доставил семье немало огорчений: в детстве мальчик слыл хулиганом. В юном возрасте он подрался, повредил правое ухо. В итоге, оно так и осталось оттопыренным.

Виктор стал соучастником кражи в 8-м классе . Его не посадили только благодаря связям отца, который к тому моменту занимал руководящий пост в Министерстве сельского хозяйства РСФСР. Юноша взялся за ум: днём трудился на заводе, вечером – занимался в театральном кружке и ходил в вечернюю школу. Первая его театральная роль – чернокожая женщина.

Павлов собирался поступать в Национальный университет им. Н.Э. Баумана. Однако руководитель и режиссёр МХАТ В.М. Богомолов переубедил его пойти учиться на актёра.

Виктор Павлов выбрал высшее Театральное училище им. М.С. Щепкина, которое окончил в 1963 г. Воспоминания об учёбе актёр трепетно хранил в душе, считая студенческие годы самыми счастливыми в жизни. Его однокурсники: Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов.

Детство, юность, семья

Виктор Павлов. Голубиная душа Чтобы познать азы актерского мастерства, он ходил на занятия режиссера МХАТа Владимира Богомолова. Занимаясь в драмкружке Московского Дома учителя, Виктор проявил свой актерский талант, и Владимир Николаевич посоветовал ему поступать в театральный институт, хотя отец настаивал, чтобы сын поступил в МВТУ имени Николая Баумана.

Павлов впервые ослушался родителя и, получив аттестат о среднем образовании, подал документы сразу в три театральных вуза: Щепкинское и Щукинское училища, а также в Школу-студию МХАТ. Несмотря на запрет того времени, на вступительных экзаменах читал стихи Игоря Северянина и Сергея Есенина.

Виктор Павлов в молодости

У него получилось поступить в каждый из вузов, но узнав, что в Щепкинском курс будут вести Николай Анненков и Вера Пашенная, он выбрал именно их мастерскую. С Павловым в вуз поступили также Виталий Соломин и Олег Даль, другие впоследствии знаменитые актеры. Лишь из их выпуска семерых выпускников пригласили на службу в Малый театр, что было исключением из правил.

В институте с Виктором произошла неприятность: пропал голос. Врачи заявили, что требуется операция на связках по удалению узлов. После нее юноша еще год восстанавливался, обучаясь в этот период на кафедре грима. Виктор очень боялся остаться без любимого дела, и убедил себя, что если не восстановится, то станет хотя бы гримером, чтобы быть при театре.

Роли в театре

С 1962 по 1965 гг. работал в театре Современник. На подмостках лучшего в СССР театра Виктор Павлов играл в постановках «Голый король», «Старшая сестра», «Вечно живые», «Белоснежка и семь гномов», «Сирано де Бержерак».

Артист считал, что в Современнике его талант не будет раскрыт полностью. Павлову не нравилось, что по сравнению с Олегом Далем, ему давали менее интересные роли. Поэтому, уйдя со скандалом, перешёл в театр Галины Ермоловой. Молодого актёра в труппе приняли радушно, режиссёры сразу же предложили несколько ролей. К тому же, здесь у него появилась возможность постигнуть тонкости актёрского мастерства, играя на одной сцене с более опытными коллегами. Наиболее успешная роль – Биверс в спектакле «Время и семья Конвей».

Несмотря на то, что на новом месте его карьера пошла вверх, в 1969 г артист покидает этот театр. Он уходит работать к режиссёру Андрею Гончарову в театр им. В.В. Маяковского. Здесь ему посчастливилось сыграть в спектаклях «Беседы с Сократом», «Человек из Ломанчи», «Разгром», «Дети Ванюшина», «Дума о Британке», «Аристократы».

Роль Санчо Пансы стала для него любимой в этом театре. До Павлова в постановке участвовал Евгений Леонов, но артист смог создать необыкновенный образ героя, которого зрители приняли сразу.

В 1975 г. Павлов снова меняет место работы, на этот раз он переходит в Малый театр. Лучшие театральные работы: «Король Лир», «Ревизор», «Горячее сердце», «Горе от ума».

Спустя 10 лет возвращается под крышу театра Ермоловой. Его переманил режиссёр Фокин, который собирал лучших актёров. Здесь Павлов сыграл в спектаклях: «Говори…», «Последний посетитель», «Второй год свободы», «Спортивные сцены 1981». Когда интерес со стороны режиссёров к его персоне начал пропадать, он ушёл.

С 1990 г. и до самой смерти служит в Малом театре.

Причина постоянной смены работы кроется в непростом характере актёра. Он редко соглашался с режиссёрами в творческих вопросах, считал, что у актёра должно быть право выбора.

image

Артист четырех театров

image Слева направо: Виктор Павлов в роли Шута и Михаил Царев в роли Короля Лира в спектакле Леонида Хейфеца «Король Лир». 1982. Государственный академический Малый театр России, Москва. Фотография: staroeradio.ru

Во время учебы воспитанники мастерской Пашенной и Анненкова играли эпизодические роли в спектаклях Малого театра. Виктора Павлова, помимо этого, приглашали в кино. Еще студентом он снялся в фильмах «Когда деревья были большими» и «На семи ветрах».

В 1963 году актер окончил училище, и вскоре его пригласили в театр «Современник». Там он играл два сезона — появлялся в спектаклях «Вечно живые», «Старшая сестра», «Белоснежка и семь гномов» и «Голый король». В 1965 году артист перешел на работу в Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. Здесь у Павлова сложились хорошие отношение с коллективом, и актеру стали доверять главные роли. Он играл в спектаклях «Время и семья Конвей», «Бал воров» и других. За роль Аркаши Счастливцева в спектакле «Лес» по пьесе Александра Островского Виктор Павлов получил приз Международного фонда К.С. Станиславского. Артист называл эту награду самой ценной в своей карьере: ее присудили не театральные критики, а коллеги-актеры. Он писал: «Это диплом моей любви к актерам». В Театре Ермоловой он познакомился с актрисой Татьяной Говоровой. В 1966 году они поженились, вместе супруги прожили больше 30 лет.

В конце 1960-х актер заинтересовался режиссерскими работами Андрея Гончарова. Виктору Павлову были близки его работы: он, как и режиссер, одобрял театральные эксперименты и выступал за свободу творчества. Чтобы играть в спектаклях Гончарова, в 1969 году Павлов перешел в Театр им. Владимира Маяковского. В его репертуаре присутствовали и комедийные, и трагические роли. Артист участвовал в постановках «Разгром», «Дети Ванюшина», «Человек из Ламанчи». В последнем спектакле он сыграл Санчо Пансу. До него эту роль исполнял Евгений Леонов, поэтому Павлову было тяжело создать собственный образ героя. Однако спектакль стал популярным — билеты на него было тяжело достать. Театровед Петр Алалыкин писал: «После спектакля, когда они выходят втроем на авансцену — триумфатор Лазарев, Санчо Панса — Павлов и Доронина — буря оваций, крики «браво!».

В 1975 году Павлов получил приглашение от руководства Малого театра. В то время там еще работали его учителя — Николай Анненков, Михаил Царев. Они хорошо знали возможности актера и доверяли ему большие роли в спектаклях. Здесь он сыграл Шута в «Короле Лире», Репетилова в «Горе от ума» и другие роли.

Фильмография

Биография Павлова в кино началась с нескольких эпизодических ролей. В 1961 г. вышла картина «Когда деревья были большими». Затем у Виктора Павловича были небольшие роли: солдата в фильме «На семи ветрах», рабочего в «Таёжном десанте», снова бойца в «Пядь земли».

Поначалу режиссёры рассмотрели в нём комедийного актёра и активно начали снимать в своих картинах. Со временем артист доказал, что может играть разноплановые роли. В 70-80 гг. в год выходило по 5-6 кинолент с участием Виктора Павлова. Актёр был немного полноват, поэтому ему доставались роли слуг, купцов и мелкой интеллигенции. В этот период вышли фильмы с актёром: «Старая крепость», «Строговы», «Четвёртая высота», «Емельян Пугачёв».

Артист никогда не сидел без работы и возраст не стал помехой. Он снимался в исторических лентах: «Сын полка», «На острие меча», «Гардемарины, вперёд!». В бытовых и остросоциальных фильмах: «Одиноким предоставляется общежитие», «Миргород и его обитатели», «Не ходите, девки, замуж», «Катала». В сказках: «Рок-н-ролл для принцесс», «Лиловый шар».

С приходом эры телесериалов Павлов остаётся востребованным. Теперь он воплощает образы священников, бизнесменов. С возрастом Виктор Павлович приобрёл солидность, его стали приглашать на роли стражей порядка («Я сама», «Воровка») и военных («ДМБ»).

Кино

Фильмы Павлова Александра Павловича любимы многими зрителями. За его творческую карьеру их вышло более шестидесяти.

В его биографию кинематограф пришел в 1964 году, когда он был еще молодым двадцатидвухлетним студентом Щукинского театрального училища. Дебютной его работой стала роль в картине «Свет далекой звезды». Фактурного и характерного актера заметили. В последующие сорок четыре года работы в кино Александра Павловича можно было увидеть практически во всех популярнейших картинах своего времени.

Первой знаковой и яркой его работой можно назвать роль Дмитрия Разумихина, друга Раскольникова, главного героя драмы «Преступление и наказание», вышедшего в 1969 году (на фото ниже).

image

В 1974-1977 годах Павлов был задействован в известном многосерийном драматическом телевизионном фильме «Хождение по мукам», в котором блестяще исполнил роль чекиста. В числе партнеров Александра Павловича по фильму были такие известные актеры, как Юрий Соломин, Ирина Алферова, Светлана Пенкина, Михаил Ножкин и Михаил Козаков.

В легендарном двухсерийном киноромане «Экипаж» 1979 года выпуска, горячо любимого зрителями вот уже почти сорок лет, Александр Павлович Павлов сыграл роль штурмана пассажирского авиалайнера. Эта лента была посвящена героическому подвигу советских летчиков и, несмотря на очень низкий бюджет, на несколько десятилетий стала лучшим отечественным фильмом-катастрофой.

Заметной и характерной работой стала и его следующая роль в знаменитой драме «Мужики!», вышедшей через три года. В ней Александр Павлович сыграл друга детства главного героя. Этот поистине великий фильм стал лидером советского кинопроката 1982 года.

Снялся актер и в таких популярных картинах, как политический детектив «ТАСС уполномочен заявить…», комедиях «Не ходите, девки, замуж» и «Человек с бульвара Капуцинов», а также семейной драме 1989 года «Не сошлись характерами».

Одними из его последних ролей в кино стало участие в криминальных телесериалах «Паутина» и «Тяжелый песок», вышедших на экраны в 2007 году.

Лучшие фильмы

Виктор Павлович успешно совмещал работу в театре и съёмки в кино. В фильмографии артиста 171 киноработа.

После роли хитрого студента-двоечника в комедии Леонида Гайдая «Операция Ы», актёр проснулся знаменитым. А реплики его героя народ разобрал на цитаты. Игра артиста так понравилась режиссёру, что он снял его в другой ленте – «12 стульев».

Режиссёр Ташков пригласил Павлова на роль разведчика Коли Гришанчикова в ленту «Майор Вихрь» и Мирона Осадчего в картину «Адъютант его превосходительства».

Звёздную роль Левченко в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» Виктору Павловичу подобрала его жена. Татьяну Говорову больше всех впечатлил именно этот персонаж. Говорухин дал актёру прочесть «Эру милосердия» братьев Вайнеров, чтобы тот выбрал себе роль. Но у Павлова были ночные съёмки, он перепоручил ознакомиться с романом супруге.

Когда Владимир Конкин из-за конфликта с Высоцким поехал в гостиницу собирать вещи, именно благодаря Виктору Павловичу завершились съёмки многосерийного фильма. Он убедил артиста остаться.

Фильмы с Виктором Павловым в главной роли: В. Мусатин «Убойная сила-4», вице-адмирал «Чёрный океан», Василий Семёнович «Домовик и кружевница», Григорий Цыбукин «Колечко золотое, букет из алых роз».

Последние работы в кино – комедия В. Златоустовского «Москва улыбается» и сериал «Куратор», вышли на экраны уже после смерти артиста.

Театр и кино

Первой труппой, куда его пригласили вместе с Олегом Далем, был театр «Современник». Но если его однокурсника сразу стали вводить на значимые роли, то Виктор в первых двух сезонах появился лишь в массовках постановок «Вечно живые», «Голый король», «Старшая сестра».

image Виктор Павлов был страстным любителем голубей

В 1965 году актера пригласили в Московский драматический театр имени Марии Ермоловой. Там он стал появляться в главных ролях в «Бале воров», а за роль Аркадия Счастливцева в постановке «Лес» был удостоен приза Международного фонда Константина Станиславского. Павлов называл эту премию «дипломом его любви к актерам».

image Виктор Павлов в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Фильмография Виктора Павлова насчитывает более ста семидесяти ролей. Он воплотил на экране и студента Дуба в комедии «Операция «Ы» (куда его взяли за небольшой дефект внешности – оттопыренное правое ухо, привет от дворового прошлого), и разведчика Колю в «Майоре Вихре», и предателя-злодея Мирона Осадчего в «Адъютанте его превосходительства», и наставника-доносчика Котова в фильме «Гардемарины, вперед!».

Молодой Виктор Павлов в фильме «Операция „Ы“»

Коллеги называли Павлова многоплановым актером, которому по силам сыграть самых противоречивых и неоднозначных персонажей. Даже небольшие кинороли он умел представить так талантливо, что кинозрители запоминали актера мгновенно.

Виктор Павлов в роли кота Бегемота

К сожалению, при жизни актера на экраны так и не вышел фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», где Павлов сыграл кота Бегемота.

Озвучивание

Виктор Павлович в своём плотном графике находил время на озвучивание мультфильмов. В кукольном анимационном фильме «Алёнушка и солдат», снятом в 1974 г., он дублировал роль солдата. Для озвучивания российского мультфильма-мюзикла для взрослых «Короли и капуста» по одноимённой повести О.Генри, режиссёр Мария Муат собрала звёздный состав. Вместе с Павловым над картиной работали Лев Дуров, Ирина Муравьева, Михаил Кононов, Владимир Машков.

Также в активе актёра работа в детективном дуэте в мультипликационном сериале «Иван и Митрофан». Виктор Павлович (кот Митрофан) и Леонид Куравлев (его помощник) расследуют самые запутанные преступления.

Как актёр дубляжа, Павлов испробовал свои силы в картине «Непрофессионалы». В этом фильме он озвучил директора дома престарелых.

Личная жизнь и семья актёра

Свою личную жизнь актёр устроил с первого раза. Виктор Павлов познакомился с будущей супругой в 1965 г., когда перешёл в театр им. Г. Ермоловой. Во время их первой встречи на читке пьесы Джона Пристли «Время и семья Конвей», актёр совершенно не понравился Татьяне Говоровой. Когда его представляли коллегам, он очень волновался, бледнел, краснел и всё время чесал оттопыренное ухо. Молодая актриса, которая уже имела авторитет в труппе, подумала, зачем брать в театр таких нервных артистов.

Таня обратила внимание на Виктора, когда однажды, будучи в гостях у одного из коллег, он взял гитару и запел романс. Её покорили его печальные глаза и прекрасный голос. В это время девушка сидела на диване. Он отложил инструмент, хотел поправить за спиной подушку, чтобы ей было удобнее сидеть. Случайно прикоснулся к руке. В тот момент между ними и зажглась искра.

Виктор не сразу признался Татьяне в своих чувствах, в молодости артист был очень застенчивым. В 1966 г. они поженились. Спустя год на свет появилась их единственная дочь – Александра. Она не пошла по стопам родителей, стала врачом, как её бабушка. Выйдя замуж, она ушла с работы, родила ребёнка.

Внучка Наташа стала для деда настоящей любимицей. Он баловал её, учил ухаживать за голубями. Виктор Павлович с детства обожал птиц, у него была своя голубятня под крышей Малого театра. Кроме этого, актёр много времени проводил на даче: возился на огороде и в саду. В свободное время ходил на рыбалку, на охоту.

Когда на 3 курсе театрального училища у артиста пропал голос, он увлёкся рисованием. Карандаш и блокнот Виктор Павлов носил при себе всю жизнь. В свободное от работы время актёр рисовал пейзажи, портреты коллег, жены и дочери.

Личная жизнь

Со своей первой и единственной женой актёр познакомился в театре Ермоловой. На репетициях он глаз не отводил от красавицы Татьяны Говоровой. После настойчивых ухаживаний она ответила на знаки внимания коллеги, и вскоре состоялась их свадьба.

Виктор Павлов и его жена Татьяна Говорова

С этой замечательной женщиной связана вся личная жизнь Виктора Павлова. В браке родилась их единственная дочь Александра. Она появилась на свет в 1967 году, когда отец уже успел сняться в «Операции Ы» и его карьера набирала обороты. Саша не пошла дорогой родителей. Она окончила медицинский институт, но, в конце концов, выбрала работу стюардессы.

Увлечением Виктора Павлова были почтовые голуби. Он разводил их всегда, начиная с юных лет. Многие годы почтовые голуби жили под крышей Малого театра, где служил артист. Ещё один талант артиста – рисование. Блокнот с карандашом всегда были при Викторе Павловиче. В свободные минуты он рисовал любимую жену, дочку или коллег по цеху.

Награды

Согласно Википедии, наград и званий у Виктора Павлова немного:

  • 1985 г. – Заслуженный артист РСФСР;
  • 1992 г. – за исполнение роли Грибоедова в постановке «Горячее сердце» премия Правительства Москвы;
  • за роль Счастливцева в спектакле «Лес» – театральная премия «Московская премьера»;
  • 1994 г. – Народный артист Российской Федерации;
  • 1999 г. – за вклад в развитие отечественной театральной культуры орден IV степени «За заслуги перед Отечеством».

Актёр создал на экране более 150 образов, которые не оставили равнодушными ни одного зрителя. Виктор Павлов являлся примером для коллег и друзей.

Фото Виктора Павлова

Фото в молодости

Последние фото с женой

Фото в старости

Памятник на могиле актёра

Смерть актёра

Проблемы со здоровьем у актёра начались в 1999 году. Первый инсульт случился за день до очередного спектакля. У Виктора Павлова пропала речь, его госпитализировали. Руководство Малого театра помогло выбить для него отдельную палату и хороших врачей. Артиста спасли, он быстро восстановился, снова вернулся на сцену.

Весной 2006 г. Павлов плохо себя чувствовал, у него отекли ноги, но на съёмки в Киев он всё-таки поехал. Жена Татьяна Николаевна Говорова самого его не отпустила, поехала с ним. В Москву Виктор Павлович вернулся на носилках – подвёл «мотор». Случился инсульт, артиста госпитализировали. Он несколько месяцев провёл на больничной койке. Павлов не спешил сдаваться, его состояние постепенно улучалось. Врачи отметили положительную динамику восстановления и выписали его домой.

В конце лета состояние здоровья артиста снова стало ухудшаться. 24 августа 2006 г. актёр умер, причина смерти – сердечный приступ.

Когда Виктор Павлов умер, на церемонию прощания, которая состоялась 28 августа в Малом театре, пришли коллеги и море поклонников его таланта. Похоронили на Кунцевском кладбище, могила актера находится недалеко от места погребения его отца.

Смерть и память

24 августа 2006 года Татьяна вышла в магазин за хлебом. Перед уходом муж, сидя на стуле у окна, спросил у нее, не видит ли она на улице ничего странного, но за окном было чисто небо и облака. «Как же ты не видишь!», – огорчился Виктор, но Татьяна не придала его словам значения и ушла.

Виктор Павлов незадолго до смерти (кадр из фильма «Наблюдатель»)

Вернувшись, она крикнула мужу, не голоден ли он, но ответом ей была тишина. Женщина прошла в комнату и увидела все так же сидящего на стуле Виктора. Вот только сердце артиста уж не билось. Врачи констатировали смерть от инфаркта.

Могила Виктора Павлова Прощались с Павловым на сцене Малого театра. Похоронили его на Кунцевском кладбище. Артист ушел из жизни в 65 лет. Таланту актера были посвящены несколько документальных фильмов, в числе которых «Виктор Павлов. Голубиная душа» и «Актер нашего времени».

Ссылка на основную публикацию
Похожее