Семья
Миша появился на свет 15 сентября 1923 года в городе Таганроге. Его настоящая фамилия – Танхилевич.
Дед по отцовской линии был набожный еврей-ортодокс, молился постоянно. В семье рассказывали легенду о том, что дед был хорошо знаком с еврейским драматургом и писателем Шолом-Алейхемом. Когда Шолом-Алейхем уезжал на постоянное проживание в Америку, то доверил деду на сохранение свою уникальную библиотеку. Дед тогда проживал в Одессе, и во время погромов евреев все книги сгорели.
Второй дедушка по материнской линии, Борис Траскунов, жил в Мариуполе и работал на металлургическом заводе главным бухгалтером. Когда уволился с работы, переехал жить в Ростов-на-Дону.
Детство
Исаак Самойлович очень сильно любил спорт, особенно футбол. Когда сыну исполнилось пять лет, он подарил ему кожаный футбольный мяч. По тем временам это было настоящим сокровищем, для ребёнка осуществилась заветная мечта, потому что он точно так же, как и отец, жизни своей не мыслил без футбола.
С утра до вечера мальчик гонял этот мяч по таганрогским пустырям, ребёнку не нужны были ни сказки, ни сладости, он бредил одним футболом.
Помимо спорта пробовал Миша и другие увлечения. Уже к четырём годам он научился читать, а чуть позже стал рифмовать слова и складывать свои первые стихи. Пробовал заниматься рисованием, ему сначала понравилось, но вскоре понял, что он в этом деле не первый, художников много, и забросил альбом с красками. Такой уж у него получился характер, что с детских лет хотел во всём быть победителем, проигрышей не признавал.
Родители очень были заняты на своих работах, тем не менее, ребёнок не чувствовал себя обделённым их вниманием и лаской. Детство своё считал счастливым и светлым. Именно в эти годы от мамы и папы Миша получил нравственную закалку на всю дальнейшую жизнь.
К сожалению, его безмятежное детство рано оборвалось. Начались страшные времена сталинских репрессий. По ночам страшно было ложиться спать, потому что по улицам ездили чёрные воронки НКВД, и никто не знал, за кем придут нынешней ночью. Папу обвинили в хищении социалистической собственности в особо крупных размерах, арестовали и осенью 1938 года расстреляли.
Следом за отцом арестовали маму, менее чем через год её отпустили, но с ограниченными правами и со справкой о том, что её мужу назначили десять лет без права переписки.
Жена Михаила Танича: «О том, что он сидел в тюрьме, узнала после свадьбы»
Михаил Танич // Фото: Кадр из программы
Михаил Танич ушел из жизни в 2008 году после продолжительной болезни. Уже десять лет весь российский шоу-бизнес, которому Танич написал несметное количество хитов, переживает эту тяжелую утрату, а в его день рождения знакомые и друзья семьи собираются вместе, чтобы вспомнить Михаила Исаевича.
Танич знаком широкому зрителю по советским шлягерам «Черный кот» и «Комарово», но наибольшую известность ему принесли песни, которые он написал для группы «Лесоповал», которые принято считать «блатными». Хотя дочка Танича отмечает, что в эти песни нужно вслушиваться внимательно, они не только о тяготах лишения свободы, но и о философии, любви, добре и дружбе.
Не многие помнят о том, что Танич сам побывал в местах не столь отдаленных из-за того, что в 1947 году покритиковал в дружеской компании советские радиоприемники и дороги. Один из «друзей» донес на Михаила Исаевича, и ему пришлось отсидеть в тюрьме шесть лет. Вскоре после выхода на свободу, он познакомился с 18-летней Лидией Козловой, которая на одной из дружеских вечеринок спела его песни, хотя даже не знала, что автор находится рядом. У них завязался роман, после чего молодые решили пожениться. Лидия Николаевна говорит, что «внутренне и морально» была готова «к человеку такого сорта», ведь в детстве она жила рядом с домом инвалидов, куда к концу войны стали привозить уже и доходяг и всех умирающих людей.
«Я узнала о том, что он сидел только после свадьбы. Если бы узнала раньше, то изменила бы я свое решение? Нет, абсолютно! Я все детство общалась с «преступниками» и поняла, что все зависит от души человека. Поэтому, когда Танич мне рассказал о тюрьме, меня это не испугало. Я поняла, насколько он чист по отношению к людям», — говорит Лидия Козлова.
Она вспоминает, что когда они поженились, то супруг был нищий, имел лишь маленькую чайную ложечку и небольшую подушку. Сама Лидия Николаевна к тому времени жила в общежитии и уже успела скопить какие-то вещи и предметы быта, но перед переездом кто-то сказал ей, чтобы брак будет счастливым, если раздать все вещи. «И я приехала абсолютно пустая, у нас ничего не было, но мы все постепенно нажили, любовь помогла это сотворить».
Лидия Козлова поделилась воспоминаниями о муже // Фото: Кадр из программы
В программе «Честное слово» Козлова рассказала телеведущему Юрию Николаеву и интимные подробности жизни с великим артистом. По ее словам, Танич всегда пользовался популярностью у женщин. Однажды она встала утром, где увидела за столом Алену Апину, Ларису Долину и несколько молодых певиц, которые буквально висели на шее у него, обнимали и целовали в щечку. Но она не стала ревновать мужа, ведь он никогда не давал повода, а сам всегда утверждал: «Моя лучше всех!»
Война
После ареста мамы Мишу забрал к себе в Мариуполь дедушка.
Здесь парень окончил школу, и в июне 1941 года получил аттестат о среднем образовании. У него были планы поступать в институт, но всё рухнуло в одно мгновенье, так как началась война. Миша даже забыл о своих любимых стихах, которые так и продолжал периодически писать с самого детства.
В 1942 году Михаил вступил в комсомол и был призван в Красную Армию. Для прохождения обучения в 1943 году был направлен сначала на Северный Кавказ, потом в Тбилиси. Здесь Михаил поступил в артиллерийское училище. Сам признавался потом, что в тот момент его больше интересовала не учёба, а полагавшаяся в училище горячая еда.
Для фронта готовили бойцов в течение шести месяцев, но Михаила продержали целый год, из-за того, что его отец был врагом народа. Это клеймо повлияло и на то, что при выпуске он был старшим сержантом, а не лейтенантом, как остальные ребята.
Летом 1944 года Миша поступил в действующую армию. Воевал на 1-ом Белорусском и 1-ом Прибалтийском фронтах. Командовал орудием в истребительно-противотанковом артиллерийском полку. Несколько раз был ранен и контужен. В декабре 1944 года после ранения и тяжёлой контузии во время оборонительного боя при Приэкуле его чуть было не захоронили заживо в братской могиле.
В январе 1945 года в боях за Клауспуссен, несмотря на сильный артиллерийский огонь противника, орудие под командованием сержанта Танхилевича уничтожило 2 немецких блиндажа и 2 пулёмётные точки. Во время боя убили командира взвода, и Михаил взял командование на себя, справившись с поставленными задачами.
Победу Миша встретил на родине российской императрицы Екатерины Великой в немецком городке Цербсте. Об окончании войны им сказали польские солдаты. Наступила тишина, и не нужно было больше воевать, но в это абсолютно не верилось, так же, как и в то, что остались живыми. Поначалу каждый новый день без войны, стрельбы и окружающей смерти казался нереальным.
Домой, в Ростов, Михаил возвращался в поезде, который больше подходил для перевозки скота. Удобств не было никаких, зато кругом к стенам привязаны немецкие трофеи – велосипеды и прочее барахло. За боевые заслуги Миша получил награды – орден Славы III степени и орден Красной Звезды.
Арест
Вернувшись на родину, Михаил немного осмотрелся и решил поступать на архитектурный факультет Ростовского строительного института. Экзамены сдал успешно, был зачислен в ряды студентов, но окончить учебное заведение ему не удалось. Началась новая волна карательного сценария, теперь против тех, кто хвалил заграницу, их быт, дороги, технику. Таких людей полагалось брать на заметку, а ещё лучше изолировать от советского общества.
Миша имел неосторожность где-то ляпнуть, что ему очень нравится радиоприёмник Телефункен немецкого производства и что он лучше наших советских моделей. Один из студентов донёс об услышанном, и Михаила арестовали за антисоветскую агитацию. Потом было следствие, во время которого сильно не били, но постоянно не давали спать, чтобы арестованные путались в своих показаниях. На суде никаких доказательств его вины так и не обнародовали. Прокурор просил пять лет, но присудили почему-то шесть.
Потом был этап на Соликамск на пересылку, где судьба оказалась благосклонной к Михаилу. Он познакомился с зэком известным художником Константином Ротовым, который до ареста работал в журнале «Крокодил» на должности главного художника. Ротову поручили оформлять в лагере наглядную агитацию, и он взял в свою бригаду Мишу. Так будущему поэту удалось избежать лесоповала, на котором все заключенные, прибывшие с ним в Соликамск, погибли.
Тахилевич был освобождён перед самой смертью Сталина. В день похорон тирана, который разрушил жизнь молодого парня, у Михаила из глаз текли слёзы. Он считает это парадоксом, но признаётся: «Просто мы все были детьми того времени».
Арест Михаила Танича
Приехав после победы в Ростов-на-Дону, Михаил стал студентом инженерно-строительного института, но окончить его он не успел, так как был арестован. Причиной этого стали разговоры о немцах, их быте, немецких автомобилях. Танича арестовали по статье за антисоветскую агитацию. Донёс, скорее всего, кто-то из студентов.
Поэт-песенник Михаил Танич в молодостиСначала он сидел в тюрьме, а потом его отправили в лагерь на лесоповал. Лагерь находился в районе Соликамска. Благодаря тому, что Михаил попал в бригаду, отвечающую за наглядную агитацию в лагере, он остался жив. Все прибывшие вместе с ним и попавшие непосредственно на лесоповал люди, не выжили. Так прошло шесть лет его жизни. Он вернулся по амнистии только после смерти Сталина.
Творчество
После освобождения Михаила ждал в Москве двоюродный брат, но уехать в столицу бывший осуждённый не мог, так как не был реабилитирован. Он остался на Сахалине, где устроился работать в «Строймехмонтаж» мастером. В местной газете стал печатать свои стихи под псевдонимом Танич.
В 1956 году он был реабилитирован и уехал поближе к столице, сначала в подмосковный город Орехово-Зуево, потом перебрался в Железнодорожный район Балашихи.
В 1959 году увидел свет первый поэтический сборник Михаила Танича. Достаточно известный к тому времени композитор, Ян Френкель, почитав сборник, вышел к Михаилу с предложением: он напишет музыку к его стихам «Текстильный городок», и получится песня. Они встретились в коридоре издательства советской газеты «Московский комсомолец». Танич потом неоднократно признавался, что не знает, как бы сложилась его судьба, если б не эта встреча с Френкелем.
А потом понеслось-поехало. Песня прозвучала в эфире и сразу же без всяких раскруток стала народной, её напевали продавщицы в киосках, таксисты в автомобилях, студенты и пенсионеры. Сотрудничество с Френкелем продолжилось и вылилось в песни «Кто-то теряет, кто-то находит», «Ну, что тебе сказать про Сахалин». Танич стал работать и с другими композиторами:
- с Оскаром Фельцманом была написана песня «На тебе сошёлся клином белый свет»;
- с Эдуардом Колмановским «Мы выбираем, нас выбирают»;
- с Владимиром Шаинским «По секрету всему свету», «Идёт солдат по городу».
Плодотворно сотрудничал поэт почти со всеми известными советскими композиторами: Никитой Богословским, Вадимом Гамалием, Аркадием Островским, Игорем Николаевым. С Юрием Саульским они написали хит «Чёрный кот», который стал визитной карточкой Танича. Его песни пели самые именитые исполнители советской эстрады: Майя Кристалинская, Лариса Долина, Алёна Апина, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Валерий Леонтьев. Юная Алла Пугачёва дебютировала на советском радио с песней «Робот», написанной Михаилом Таничем и композитором Левоном Мерабовым.
В своё время Танич защитил в Союзе композиторов молодого Юрия Антонова. Вместе потом они написали две песни «Зеркало» и «Мечта сбывается», которой Антонов завершает любой свой концерт.
В середине 1980-х годов поэт сотрудничал с самыми популярными на то время композиторами Раймондом Паулсом и Давидом Тухмановым.
В 1990 году вместе с композитором Сергеем Коржуковым Танич создал группу «Лесоповал», коллектив исполнял песни в стиле русский шансон. Самые известные их музыкальные композиции:
- «Я куплю тебе дом»;
- «Воруй, Россия!»;
- «Заповедь»;
- «Кореша»;
- «Три татуировочки»;
- «Птичий рынок»;
- «Вагон столыпинский».
В 1994 году Сергей Коржуков трагически погиб, выпал с балкона многоэтажного дома, и «Лесоповал» на какое-то время прекратил своё существование. Потом в коллектив пришли новые музыканты, и группа была реанимирована. После смерти Михаила Танича художественным руководителем «Лесоповала» является его супруга Лидия Козлова.
С 1968 года Танич входил в Союз писателей СССР, является автором многих поэтических сборников.
Жизнь отдает долги
Поэт был освобожден в 1953 году уже после смерти Сталина, но реабилитировали политзаключенного лишь в 1956-м. Тогда же он начинает публиковать стихи и берет творческий псевдоним Танич.
Сам Танич говорил, что судьбоносной для него стала встреча с композитором Яном Френкелем, они познакомились в коридоре «Московского комсомольца». Вместе написали песню «Текстильный городок», которая быстро набрала популярность на советской эстраде благодаря Майе Кристалинской.
Однажды на волжской земле он увидел девушку, которая исполняла песню на его стихи, напечатанные в местной газете. Это была Лидия Козлова, которая стала женой поэта. Они прожили полвека, перед смертью Михаила Исаевича (именно так звучит отчество поэта – прим. ред.) даже обвенчались и вырастили двух дочерей.
Сейчас песни Танича знают практически все – по мультфильмам, по кино, по эстраде и ТВ, хотя, может, и не всегда знают, кто автор слов. Но далеко не каждый шлягер шел к слушателю легкой дорогой. Доставалось и «Черному коту» (композитором Юрий Саульский), и знаменитой «Мы выбираем, нас выбирают» из «Большой перемены» (Эдуард Колмановский) и «Комарову» (Игорь Николаев).