Биография
Юлия Борисова – советская и российская актриса театра и кино, артистка Театра имени Вахтангова. Такие актрисы, как она, рождаются раз в сто лет. Юлию Константиновну называют легендой, отдельной планетой. В 90 лет она еще выходит на сцену любимого театра. Долгая и успешная творческая биография актрисы принесла Юлии Борисовой как любовь теле- и театральных зрителей, так и ряд почетных государственных наград: звание Героя Социалистического Труда и звание Народной артистки СССР, а также Государственную премию РСФСР имени Станиславского и Государственную премию РФ.
Самое интересное
Позорные фото пьяных актрис (10 фото) (05.01.2018)
Поклонница Джоли сделала множество операций, желая походить на актрису (15.12.2017)
Исай Исаакович родился в Екатеринбурге в 1916 году, а когда его отца, работавшего в одном из научно-исследовательских институтов, в тридцатом перевели в Москву, Исай, с детства мечтавший стать актером и играть на сцене, получил возможность воплотить свою мечту в жизнь.
На фото: муж Юлии Борисовой Исай Спектор
Первым в творческой биографии Спектора стал Реалистичный театр, в котором он проработал три года. Позже была студия второго МХАТа, а в тридцать шестом году Исай Исаакович пришел в студию Вахтанговского театра, где продолжил постигать азы актерского мастерства.
Юлия Константиновна с мужем
В этом театре проявилась и другая способность Спектора – умение сплачивать вокруг себя людей и руководить коллективом.
«Он был тем, на ком театр держится. Бывают сподвижники, строители, люди преданные делу. Он умел принимать решение в трудную минуту, умел рисковать… знал возможности каждого актера… Исай принимал удар на себя и спасал театр, когда это было необходимо», — сказала о нем режиссер Ремизова.
Когда началась война, Спектор организовал концертную бригаду, с которой ездил на фронт. Он был не только руководителем, но и продолжал оставаться актером, принимая участие в спектаклях.
Исай Исаакович с участниками фронтового филиала театра
Муж Юлии Борисовой, как директор фронтового филиала театра, дошел до Берлина, а после окончания войны стал сначала заместителем директора, а позже директором-распорядителем театра им. Вахтангова. Почти все свое время Спектор проводил в театре, приезжая домой, чтобы поспать и пообедать.
Коллеги отзывались о нем, как об очень смелом, веселом, творческом и целеустремленном человеке с удивительным чувством юмора. Не удивительно, что личная жизнь Юлии Борисовны рядом с таким мужчиной складывалась счастливо – жена и сын для него были на главном месте, несмотря на бесконечную преданность театру.
Умер Исай Исаакович в пятьдесят восемь лет, Юлия Константиновна, прожившая с мужем двадцать пять лет, очень тяжело переживала эту утрату.
Она двое суток не выходила из комнаты, отказываясь даже от еды, а потом заставила себя выйти, сказав, что нужно продолжать жить.
Детство и юность
Юлия Борисова появилась на свет 17 марта 1925 года. Ее родители были простыми людьми, хоть и жила семья в Москве.
Юлия с детства была склонна к полноте, но не комплексовала по этому поводу. В одном из редких интервью она сказала, что в их доме под рукой была копилка полезных советов – книга «Ваш дом». Родители пользовались рецептами, в их семье был культ здорового питания, а продукты делились на разрешенные и запрещенные. Юлия Константиновна по сей день помнит, как выглядел этот список.
View this post on Instagram
A post shared by Лада Акимова (@akimovalada_teatr) on Mar 16, 2020 at 9:35pm PDT
Характер девочки формировался под влиянием матери, которая была высоконравственной женщиной и старалась вырастить дочь цельной личностью. Воспитание у Юлии было почти монастырское, может, поэтому ее всегда манила сцена, где можно было примерить на себя разные образы, прожить чужие жизни.
К окончанию школы Юлия Борисова точно знала, что будет поступать в Щукинское училище. Ее учеба совпала с тяжелым военным и послевоенным периодом, но бытовые сложности и голод не сломали будущую актрису. В 1947 году она окончила театральное училище.
Личная жизнь
Замужем Юлия Константиновна была один раз. С будущим супругом познакомилась в Театре имени Вахтангова, где мужчина работал заместителем директора. Исай Спектор был дважды женат. Мужчина не был красавцем, но был умен и благороден, чем и покорил актрису. Розовощекую Юлию будущий супруг увидел в спектакле «Много шума из ничего». Познакомились, вскоре девушка забеременела. Актриса не стала выбирать между карьерой и ребенком, родила сына и продолжала работать в театре. Иногда Юлии Борисовой приходилось брать сына Александра на гастроли.
В 1974 году супруг Юлии Борисовой умер. Актрисе тогда было только 35 лет – женщина-красавица в рассвете сил. Но актриса осталась верна мужу на всю жизнь и больше не вышла замуж, лишив журналистов возможности посплетничать о мужьях знаменитой артистки. Многочисленных поклонников актриса быстро отваживала. Борисова на два дня закрылась в комнате после смерти Исая, не ела, не пила. Затем вышла и сказала, что нужно жить дальше. Актриса в одиночку вырастила и воспитала единственного сына. Потом дети появились уже у Александра: у актрисы две внучки — Мария и Дарья.
Сегодня жизнь Юлии Борисовой – это уютный дом, внуки и правнуки. В свой мир актриса, как и прежде, не пускает посторонних людей. Человек публичной профессии имеет право быть непубличным за пределами театра, тем более актриса такого масштаба, как Юлия Борисова.
Личная жизнь Юлии Борисовой
Она всегда старалась никого не впускать в свою личную жизнь, и поэтому о семье Юлии Константиновны известно не очень много. В сорок девять лет актриса овдовела – муж Юлии Борисовой Исай Исаакович Спектор умер рано – ему было всего пятьдесят восемь лет.
На фото: Юлия Борисова с мужем
Борисова очень тяжело переживала смерть мужа, ей казалось, что и ее жизнь окончена, и только осознание того, что у нее есть еще сын, ради которого нужно продолжать жить, заставило ее взять себя в руки.
С будущим мужем Юлия Константиновна познакомилась в театре – Спектор тогда работал замдиректора, был женат уже во второй раз, но, увидев начинающую актрису, посмотрев, как она играет, был сражен наповал.
Борисова в спектакле «Много шума из ничего»
Позже они познакомились ближе, несмотря на наличие у Исая Исааковича семьи, начали встречаться. Когда Юлия сказала, что ждет ребенка, Спектор сделал ей предложение. Они поженились, Борисова родила сына, и вскоре после родов снова вышла на сцену.
Театр
Сразу после училища Юлия Борисова устроилась работать в Театр им. Евгения Вахтангова. Его сцене она посвятила всю жизнь. Первые роли раскрыли ее как лирическую актрису. Она играла Магду в «Заговоре обреченных», Джулию в «Двух веронцах», Галю в «Макаре Дубраве». Ее героини пленяли зрителей своей молодостью, наивностью и обаянием.
Впервые об уникальном таланте Юлии Константиновны заговорили после премьеры спектакля «На золотом дне», в котором она блистательно сыграла Анисью. Это было в 1955 году. Спектакль задумывался как обычная мелодрама, а получился как трагедия тонкой истерзанной души. С того момента все роли Борисовой зрители и критики воспринимали с восторгом. В каждом новом спектакле открывалась еще одна грань ее таланта. Она сыграла много ролей и много характеров. Одной из знаковых стала Настасья Филипповна в «Идиоте».
Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны (кадр из фильма «Идиот»)
Актриса оказалась виртуозна в роли Клеопатры, яростна и отчаянна в образе Марии в «Мария Тюдор», умна и незаурядна в роли Нефедовой в постановке «Одна», потеряна и одинока в образе Гитель в спектакле «Двое на качелях».
Юлия Константиновна – лауреат двух десятков премий, Герой Соцтруда. В 1969 году актриса была удостоена звания Народной артистки СССР. В 2020 году актриса получила еще одну награду — Российскую национальную актерскую премию имени А. Миронова «Фигаро» в номинации «Легенда русского театра».
Фильмы
В кино Юлия Борисова снималась мало. В 1958 году актриса снова сыграла Настасью Филипповну в экранизации романа Федора. Достоевского «Идиот». Картина вышла на экраны в том же 1958 году. До сих пор игра актрисы и сам фильм считаются гениальными, лучшей экранизации романов Достоевского еще не было.
В 1969 году зрители увидели картину «Посол Советского Союза», в которой Борисова сыграла главную роль — Елену Кольцову. Прототипом героини стала Александра Коллонтай, знаменитая женщина-дипломат.
Режиссер фильма Георгий Натансон категорически отказался снимать какую-либо другую актрису. Он долго уговаривал Борисову. Георгию Натансону это удалось, когда режиссер кратко и емко описал героиню фильма: умница, красавица, дочь генерала, участница революции и теоретик любви. После последних слов Юлия Константиновна рассмеялась и согласилась.
Последней работой Юлии Борисовой в кино стал фильм «Иркутская история», в котором актриса сыграла гулящую Вальку. Фильм вышел на экраны в 1973 году. Режиссеры предлагали Юлии Борисовой разные роли, но актриса отказывалась, потому что не было человеческого масштаба, который мог заинтересовать артистку.
Юлия Борисова в роли Кручининой (кадр из фильма-спектакля «Без вины виноватые)
Это вовсе не означало, что актриса перестала появляться на телеэкранах. Юлия Борисова играла в фильмах и спектаклях. Уже в следующем году телезрители увидели актрису в главной роли Эпифании в экранизации спектакля театра имени Вахтангова «Миллионерша» по одноименной пьесе Бернарда Шоу. Затем последовали телеспектакли «Конармия» и «Насмешливое мое счастье».
В 1977 году актриса снова исполнила главную роль. Юлия Борисова сыграла роль Анисьи в фильме-спектакле «На золотом дне» по пьесе Мамина-Сибиряка в постановке все того же государственного Академического театра имени Вахтангова.
Затем была главная роль в телепостановке пьесы «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира. Не обошлись без телевизионной адаптации и две пьесы, в которых Ольга Борисова блистала в театре. Телезрители вскоре тоже увидели актрису в драме «Без вины виноватые» Островского в роли провинциальной актрисы Елены Кручининой, и в спектакле «Милый лжец» по пьесе Килти в роли Патрик Кемпбелл.
После этого актриса на десять лет пропала с телеэкранов, но в 2012 году вернулась в фильме-спектакле «Пристань», а через два года в «Евгении Онегине».
Одна из самых красивых женщин советского театра. Как сегодня живет 95-летняя Юлия Борисова
Народная артистка СССР Юлия Борисова за всю свою жизнь снялась всего в трех художественных фильмах. Зато театральных работ у нее — целых 60. И это неудивительно — ведь в своем любимом театре имени Евгения Вахтангова актриса служит уже более 70 лет. Недаром Михаил Ульянов, много лет бывший партнером Борисовой по сцене, говорил: «Таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра. Она его великая планета».
17 марта 2020 года Юлии Борисовой исполнилось 95 лет. Несмотря на столь солидный возраст, актриса продолжает играть на сцене. А свободное от спектаклей и репетиций время актриса посвящает общению с сыном, внучками и правнуком.
«Я хочу, чтобы ты поступила так, чтобы ни о чем потом не жалеть»
Юность Юлии Борисовой пришлась на военные и послевоенные годы. Она заканчивала школу, когда из эвакуации в Москву вернулся Театр имени Е. Вахтангова. Побывав на нескольких спектаклях, девушка заявила родным, что хочет стать актрисой.
По словам Борисовой, все родственники дружно «стали на дыбы». И только мама девушки сказала:
«Я хочу, чтобы ты поступила так, чтобы ни о чем потом не жалеть».
И вдохновленная мамиными словами, Юлия с первой же попытки поступила в Щукинское училище.
Получив в 1947 году диплом, Юлия Борисова вошла в труппу Театра имени Вахтангова, на сцене которого она дебютировала еще во время учебы. С тех пор вот уже более 70 лет зрители идут в Вахтанговский «на Борисову» и всегда ждут новых спектаклей с ее участием.
1952 — «Два веронца» У. Шекспира — Джулия / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
«От нее нельзя было оторвать глаз»
Как вспоминала впоследствии Юлия Борисова, в Вахтанговском театре всегда царила особая атмосфера. Несмотря на целое созвездие корифеев — Алексеева, Мансурова, Понсова, Бубнов, к молодым и неопытным артистам относились очень внимательно и старались сразу же вводить их во все постановки.
Вот и Борисова практически сразу же получила роли в спектаклях «Заговор обреченных» (Магда), «Много шума из ничего» (Геро), «Макар Дубрава» (Галя), «Два веронца» (Джулия).
Артист Юрий Яковлев, который пришел в театр через несколько лет после Борисовой, рассказывал, как впервые увидел ее на сцене:
«Я посмотрел, думаю: «Господи, какая хорошенькая! Кто же это такая? Вот с такими пухлыми розовыми щеками. Вот с такими лучистыми огромными глазами, которые сверкали на весь зрительный зал, как два прожектора. Ведь от нее просто нельзя было оторвать глаз».
1963 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Турандот / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
Глядя на игру Борисовой, драматург Алексей Арбузов плакал от восторга
Совсем скоро о молодой, но талантливой актрисе заговорила вся театральная Москва. Чтобы купить билеты на спектакли с участием Борисовой, зрители сутками стояли в очередях. В 50-60-х годах многие советские драматурги писали пьесы специально «под Борисову», а театральные режиссеры добивались права ставить для нее спектакли.
Например, Алексей Арбузов свою, ставшую уже легендой «Иркутскую историю», посвятил именно Юлии Борисовой. А потом, по воспоминаниям артистов театра, приходил на каждый спектакль смотреть, как она играет и, стоя за кулисами, плакал от восторга.
А писатель Леонид Зорин, впервые попав на собственную «Варшавскую мелодию» с Борисовой в роли Гелены, благодарил актрису за то, что она сумела «сделать из простой трагической истории повесть о том, что жизнь прекрасна и удивительна вопреки любым невзгодам».
1965 — «Дион» Л.Г. Зорина — Лолия / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
«Я тебя обнимаю чаще, чем твой муж»
Тем не менее, визитной карточкой Юлии Борисовой в театре Вахтангова стала принцесса Турандот в одноименной постановке по сказке Карло Гоцци. Эту роль она играла на протяжении 20 лет.
В 1971 году Борисова сыграла еще одну знаковую роль — Клеопатру в постановке «Антоний и Клеопатра» по пьесе В. Шекспира. Роль Антония исполнил известный артист Михаил Ульянов.
Интересно, что, хотя на сцене Борисова и Ульянов часто играли вместе, но в обычной жизни оставались только коллегами по театру.
«Одно время мы были с нею почти неразрывной парой, и все любовные коллизии, которые возникали в Театре Вахтангова на сцене – на сцене, подчеркиваю, – играли мы с Юлией Борисовой. Я тут как-то ей сказал, смеясь, что я тебя обнимаю чаще, чем твой муж в молодости» – вспоминал Михаил Ульянов.
С Михаилом Ульяновым в спектакле «Антоний и Клеопатра», 1971 год / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
«Мои театральные работы — и есть ответы на все ваши вопросы»
Все, кто хоть немного знал Юлию Борисову, прекрасно понимали, что в словах Ульянова нет ничего кроме шутки. Потому что за все годы работы в театре актриса ни разу не дала повод для каких-то пересудов и сплетен.
Недаром Борисову называют самой закрытой актрисой. Она никогда не принадлежала к каким-либо театральным группировками и всячески избегала различных околотеатральных посиделок и тусовок.
По словам коллег, в Юлии Борисовой удивительным образом сочетается почти несочетаемое: на сцене – лучистая раскованность, а в жизни – строгий аскетизм.
«В театр я приходила лишь на репетиции и на спектакли. Моего голоса, если это не был спектакль или репетиция, нигде не было слышно… Когда была членом худсовета, мне, естественно, приходилось выступать. Но больше нигде, никогда, ни на одном собрании меня не видели… Я только здоровалась и сидела одна в своей гримерной», — рассказывала Борисова в одном из интервью.
Кстати, что касается общения с журналистами, то Юлия Константиновна всю жизнь делала это крайне неохотно. Поэтому ее интервью за 70 лет можно в полном смысле пересчитать по пальцам.
«Мои театральные работы — это и есть ответы на все ваши вопросы. Больше мне добавить нечего», — говорила актриса.
1967 — «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина — Гелена / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
«Какие бы у тебя не были проблемы, зритель ничего не должен о них знать»
Подробности о своей личной жизни Борисова тоже старалась никогда не афишировать. Хотя, скрыть их от коллег было довольно-таки непросто. Потому что мужа актрисы все прекрасно знали — Исай Спектор работал в Театре Вахтангова директором–распорядителем.
Увидев Юлию в одном из первых ее спектаклей, Спектор был «сражен наповал». Через несколько месяцев они сыграли свадьбу, вскоре после которой на свет появился их сын Саша.
К сожалению, семейное счастье Юлии Борисовой было не слишком долгим. В 1974 году Исай умер и 49-летняя актриса осталась вдовой.
Об удивительной стойкости и мужестве Юлии Борисовой говорит и такой случай. В день смерти мужа, 13 апреля 1974 года, Борисова должна была в очередной раз играть Турандот. Все в театре были уверены, что актриса не придет и готовились вывесить объявление об отмене.
Но Борисова пришла и сыграла спектакль. Причем сыграла настолько блистательно, что зрители трижды вызывали ее «на бис». А в ответ на удивленные взгляды коллег, сказала:
«Исай всегда говорил мне: ты актриса, поэтому ты не имеешь права болеть, если у тебя спектакль. Помни, какие бы у тебя не были проблемы, зритель ничего не должен о них знать».
Борисова говорила, что «вполне может обойтись в жизни и без киноискусства»
Многие кинорежиссеры мечтали заполучить Борисову в свои фильмы. Но Юлия Борисова всю жизнь считала и считает себя исключительно театральной актрисой. Поэтому ее фильмография насчитывает всего три картины.
Первый раз на экране Борисова появилась еще на заре своей карьеры — в 1948 году. В фильме режиссера Александра Птушко «Три встречи» она сыграла роль Оксаны.
К/ф «Три встречи» / Мосфильм
Несмотря на то, что зрителям понравилась молодая актриса, сама Юлия считала свою первую роль неудачной и говорила, что «вполне может обойтись в жизни и без киноискусства».
В 1958 году Иван Пырьев приступил к экранизации романа Федора Достоевского «Идиот» и в роли Настасьи Филипповны видел только Борисову. Но актриса решительно отказалась сниматься. Пришлось Пырьеву сделать «финт конем» (его собственное выражение) и действовать через мужа Борисовой. К счастью, это ему удалось и вот уже более полувека зрители имеют возможность наслаждаться блистательной игрой знаменитой актрисы.
С Юрием Яковлевым в к/ф «Идиот» / Мосфильм
Третьим и последним фильмом, в котором снялась Юлия Борисова, стала картина «Посол Советского Союза, где актриса исполнила роль советского посла в Швеции Елены Кольцовой (прототипом выступала знаменитая дипломат Александра Коллонтай).
К/ф «Посол Советского Союза» / Творческое объединение «Луч» киностудии «Мосфильм»
После небольшого застоя в 2010 в карьере Борисовой начался взлет
И все-таки Борисова время от времени появлялась на экране. Правда, не в полнометражных художественных фильмах, а в театральных спектаклях, которые в 70-80-е годы часто демонстрировались по телевидению. И поклонники актрисы имели возможность насладиться ее игрой в постановках «Иркутская история», «Миллионерша», «Без вины виноватые», «На золотом дне» и многих других.
1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
В конце 90-х в карьере Борисовой случился небольшой застой — несколько лет не было ни одной новой роли. Но в 2010-х, на девятом десятке, снова начался взлет.
2011 — «Пристань» / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
В 2011 году актриса получила роль загадочной Клары Цаханассьян в спектакле «Пристань» по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит дамы».
В 2013 году режиссер Римас Туминас поставил в Театре Вахтангова пушкинского «Евгения Онегина». В этой постановке у Юлии Борисовны небольшая, но интересная роль — «Сон Татьяны».
Интересно, что когда-то в далеких 40-х на вступительных экзаменах в «Щуку» Юлия читала сон Татьяны Лариной.
2013 — «Евгений Онегин» по А. С. Пушкину — «Сон Татьяны» / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
В 2020 году к 90-летию Борисовой был поставлен спектакль «Возьмите зонт, мадам Готье!». Юлия Борисова играет в нем главную роль — Катрин Готье, сбежавшей от приемных детей, которые везли ее в психбольницу. Дело в том, что мадам Готье продала все имущество, доставшееся ей от покойного мужа и вложила деньги в ценные бумаги. Вот за ними и охотятся ее молодые и алчные наследники.
2015 — «Возьмите зонт, мадам Готье!» И. Пло — Мадам Катрин Готье / Фото из ФБ Театра имени Е. Вахтангова
«Надо быть всегда оптимисткой»
17 марта 2020 года Народной артистке Советского Союза Юлии Борисовой исполнилось 95 лет. К сожалению, из-за карантина торжественное чествование актрисы в театре пришлось отменить. Тем не менее, коллеги Борисовой поздравили ее дома и пожелали ей крепкого здоровья и новых ролей в родном театре.
И, зная Борисову, можно не сомневаться, что она еще не раз выйдет на сцену. Ведь, несмотря на более, чем преклонный возраст, актриса находится в хорошей форме.
Когда Юлию Константиновну спрашивают, какой секрет ее молодости, она с улыбкой отвечает:
«А секретов тут никаких и нет! Надо быть всегда оптимисткой, больше двигаться и, конечно, быть нужной людям! Я до сих пор играю в Театре Вахтангова, очень люблю наше молодое поколение актеров, они заряжают меня силой и энергией»
По признанию актрисы, за всю жизнь она ни разу не была в косметическом кабинете и никогда не занималась спортом. Тем не менее, еще в 92 года стоя на каблуках, Борисова легко доставала кончиками пальцев до пола.
Что же касается косметики, то Юлия Константиновна предпочитает дорогие, проверенные временем бренды — «Диор» и «Шанель».
Свободное от репетиций и спектаклей время Юлия Борисова проводит с семьей. Ее сын Александр не пошел по стопам родителей, а работает в МИДе. Есть две взрослые внучки — Мария и Дарья и правнук Саша.
«Мне не скучно в доме. Мне в доме радостно. Но если бы я сейчас моим родным понадобилась, я немедленно ушла бы из театра», — говорит Борисова.
Комментарии
49
3
Юлия Борисова сейчас
Сегодня актриса продолжает играть в театре, но не появляется на телевидении. После роли «Сна Татьяны» в «Евгении Онегине», которую последней увидели телезрители, в театре Юлия Борисова получила еще одну новую роль. Актриса исполняет заглавную роль мадам Катрин Готье в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье!» по пьесе Ива Пло.
А собственное 90-летие Юлия Борисова встретила на сцене родного театра имени Вахтангова, сыграв в спектакле «Пристань». И это оказалась нестандартная постановка. Концовка пьесы оказалась специально заменена в честь именинницы.
В этом же году Юлия Борисова получила Золотую медаль имени Н. Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь».
В 2020-м артистка отметила 95-летний юбилей.