г. Москва, ул. Сокольнический Вал, д. 24, корп. 3

м. Сокольники

Вера Марецкая: биография, дети, фото актрисы

Биография

Вера Марецкая — актриса, покорившая сердца кинозрителей и театралов. Фильмы с Верой Марецкой до сих пор остаются для поклонников символом любви к искусству, необычайного трудолюбия и веры в жизнь, которые были свойственны этой талантливой женщине.

Вера Петровна родилась в поселке Барвиха, что в Московской области, 31 июля 1906 года. Отец будущей актрисы, Петр Григорьевич, работал в буфете цирка Никитиных.

image Актриса Вера Марецкая

Маленькая Вера вместе с двумя братьями и сестрой часто приходила в цирк, чтобы помочь отцу. Девочке нравилось проводить время в цирке: помощь требовалась лишь во время антракта, в остальное же время Вера стояла за кулисами, наблюдая за выступлениями. Возможно, мечта о сцене и киноэкране поселилась в душе Марецкой уже в то время. Однако подобные мечты шли вразрез с мнением родителей Веры Марецкой: те хотели дать Вере и ее братьям и сестрам более серьезное образование.

image Вера Марецкая в молодости

Так, поддавшись давлению отца и матери, Вера Петровна отправилась сдавать экзамены в Московский университет на отделение философских наук. Но мечта об актерской профессии не покидала ее сердце, и девушка втайне от родителей подала документы на поступление одновременно в три актерские студии. К собственному удивлению, Марецкая достойно выдержала вступительные испытания сразу в две из них и остановила выбор на школе-студии Вахтанговского театра. Философский факультет так и не увидел Веру Петровну в своих стенах.

Роман длиною в жизнь… Ростислав Плятт и Вера Марецкая

image Вера Марецкая и Ростислав Плятт. Народные артисты СССР. Герои СоцТруда. У них еще множеств наград и премий, перечислять не имеет смысла, моя статья не об этом. Всю жизнь проработали вместе в театре Моссовета. Они его создатели.

Ростислава Яновича не приняли в студию МХАТ, кто-то из студийцев его знакомит с Юрий Александровичем Завадским. На всю жизнь он станет его учителем и другом. Завадский являлся учеником Вахтангова, красивый, умный, высокий мужчина. Эстет. Человек серебряного века.

Завадский знакомит Ростислава со своей второй женой — актрисой Верой Марецкой. Вера Петровна была беременна. Это была первая встреча, которая перевернула жизнь Ростиславу Яновичу. Плятт мог любоваться ею часами. Красавица, игривая кошка и фурия, всегда разная… Иногда ему казалось, что и Вера смотрит на него как-то не так, как на всех. Но нет! Ничего нет и не может произойти.

Это была середина 30-х готов прошлого века. Москва.

Начинаются закрывать театры, студии…

Студию Завадского отправляют в Ростов, якобы укреплять культуру в регионе. На самом деле как говорила Ф.Раневская, чтобы спасти Веру. Дело в том, что у В.П. родные братья занимали по тем временам расстрелянные должности. Старший брат главредактор Правды, а младший историк и журналист «Московского комсомольца». Они поддерживали Бухаринцев. В общем в одночасье, Вера Петровна потеряла братьев и стала сестрой врагов народа. Такие были времена. Ростислав Плятт к тому времени женился на актрисе. Нина Бутова, была склонна к эскападам, шумным выяснениям отношений. Она была в молодости хороша собой рыжекудрая, но с годами тяжелый характер изменил ее лицо, придав ему выражение капризности. Она не умела хозяйничать, купленный молодыми холодильник вечно был пуст, что Плятта не смущало в театральном буфете отлично кормили! Он не отказывал ей ни в чем, не ссорился из-за ее прихотей, они даже по своему любили друг друга. Чувства к Марецкой, впрочем, никуда не девались.

А вот брак Марецкой и Завадского треснул! 4 года всего жили вместе. У них родился сын Евгений, в честь Вахтангова. Брак закончился, но дружба осталась на всю жизнь…

После Марецкой, Завадский ушел к Галине Улановой. После развода Вера стала многодетной мамой. Она усыновила родного племянника, сына старшего брата и вышла второй раз замуж и родила дочку, от актера из студии Завадского. Пока она работала в театре и кино, ее муж сидел с детьми, у него были золотые руки, он всё делал по дому…

Идет во всю война, муж Веры отправляется на фронт. В тот же день, когда была премьера фильма «Она защищает Родину» приходит похоронка. Муж погиб под Орлом. Вера остается одна с тремя детьми. Родную сестру Татьяну Марецкую отправляют в Сибирь-ссылка, на всякий случай т.к. братья были врагами народа. Ее отпустят из тюрьмы благодаря сестре, через 2 года. Но до 60-х ей нельзя будет жить в Москве.

Плятт во время войны работал на радио в Москве. А Вера Петровна была в эвакуации в Алмате вместе с остальными киношниками. Она приходила в себя, когда слышала по радио его голос. Это означало, что налет кончился и началась очередная вечерняя передача: Плятт всегда читал в этот час антифашисткую публицистику. Спокойный родной голос, потом не раз еще помогал ей овладеть собой: у нее даже выработался рефлекс: если Славик читает – становится легче дышать.

Ю.А. Завадский становится главным режиссером театра Моссовета, а Марецкая В.П. становится главной его актрисой. Ее уже знает весь СССР, у нее уже звания и награды…Именно благодаря Марецкой появилось здание театра Моссовета.

Говорят поклонников было много у нее, а кто-то даже говорит, что женщина она была любвеобильной. Вот и Станислав Садальский недавно рассказал, что первой его любовью и женщиной была Вера Марецкая…

Плятт и Марецкая начинают покорят театральную Москву. На них идут в театр. Они выступают вместе на радио, на капустниках…

Когда их чувство переросло в нечто большее, не знает никто. Они тщательно пытались скрывать свой роман, но вся театральная столица о нем знала. Трудно было не догадаться…Везде вместе. Даже гримерка одна на двоих. Жена Ростислава Плятта переходит в театр Моссовета, муж ей не пробивает никаких ролей, она просто актриса массовки. Она естественно узнает о романе мужа. Плятт пытался уйти несколько раз из-дому, но жена угрожала покончить с собой и это были не пустые слова.

В Плятте Вера нашла идеального партнера, с такой же страстью к лицедейству, жаждой импровизации, с таким же чувством смешного и прекрасного. Один из первых учеников Завадского, он свыше двадцати лет был с ней рядом- даже в эвакуации, куда отказался поехать, но постоянно напоминал о себе выступлениями по радио. Для всех в театре Плятт вошел в жизнь Марецкой как-то незаметно, но для них самих была некая «точка отсчета»: какой-то 60-й спектакль «Госпожи министерши», сыгранный уже после того, как она вернулась из творческого отпуска, предоставленного ей в связи со съемками фильма «Сельская учительница». Спектакль шел уже второй сезон, публика принимала его с восторгом, актеры чувствовали себя свободно и раскованно, все понемногу импровизировали и озорничали. А больше всех – Марецкая с Пляттом. Свою сцену каждый раз они играли по-разному.

— Мне на каждом представлении надо хоть одно местечко сыграть по-новому, не так, как в прошлые разы,- сказала как-то она ему. –Иначе у меня роль вянет, сохнет, дохнет, я ее чувствовать перестаю, разлюбляю…

— Что верно, то верно, — отозвался он. – Я уже давно себе говорю: с ней все время надо быть начеку, в напряжении. Ведь если она свою реплику иначе скажет, то и отвечать нужно иначе. Она- с сюрпризами. Вчера чуть усмехнулась, сегодня почти расхохоталась, вчера сказала с ленцой, сегодня- с подковырочкой. Благодаря этим сюрпризам, по-моему, наши спектакли и сохраняют свежесть.

— Мои сюрпризы!- фыркнула она. – А сам такое творит, зазеваешься – и пропала, навек в дурах оставит!

Он улыбнулся:

— Это я о тебе забочусь, чтобы ты не дай бог не соскучилась, чтобы у тебя роль не завяла.

Никому он больше так не улыбался – заботливо и бережно. Иногда она нарочно подпускала какое-нибудь соленое словцо, но его улыбка от этого не менялась.

Завадский любил и уважал Марецкую до последних своих дней. Очень оберегал ее. Конечно он знал о их романе и очень злился, когда на связь не выходили ни Марецкая ни Плятт. Они могли на месяц снять номер в гостинице. Уезжали вместе на творческие вечера, отдыхали вместе в санаториях и работали тоже вместе. Готовили роли у нее дома, а вечерами гуляли по Тверской. Иногда приходили в дом Актера посидеть послушать анекдоты, выпить. Когда поклонники Веры Петровны пытались ее проводить домой, тут же вставал из-за стола Плятт со своим практически 2-х метровым ростом и поклонники сразу стихали.

В 1971 году Вере Петровне ставят страшный диагноз-рак головного мозга. Операции и химии ей продлят жизнь на 7 лет. Именно столько она будет бороться…ни разу никому не пожалуется ни в театре ни дома. Она не умела жаловаться. В 1975 году будут снимать на пленку спектакль «Странная Миссис Сэвидж» в заборе в больнице будет дыра, она будет врачам говорить, что пошла гулять, а в это время к дыре в заборе будет подъезжать машина из театра…так будет снят этот спектакль. Последний раз она выйдет на сцену в январе 1976 года именно в этом спектакле. За кулисами будут плакать Плятт и Завадский. Все всё знают. Все прощаются.

В марте 1977 года умирает Ю.А. Завадский. Говорят, после того как не стало Завадского, Плятт собрал вещи и ушел к Марецкой и сделал ей предложение. Но она сказала: «Поздно Славик»

В июне 1978 года не станет жены Плятта, она скончается от сердечного приступа. А в августе не станет и самой Веры Петровны. Проститься с ней придут тысячи поклонников, с ней будет прощаться Страна, Москва и ОН.

Когда гроб с телом стоял в церкви, к нему подошел Славик, как называла его Вера Петровна. Нагнувшись к ней он разрыдался, он прощался с той, которую всю жизнь любил. На панихиде были только близкие люди. Ростислав Плятт скажет: «ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая!»

Через год Плятт жениться на жене своего друга. Разница в возрасте между ними будет 20 лет.

Евгений Ст:)в:

«пришел в гримерку к себе слышу Ростислав Янович зовет. Говорит Женя, вы видели вчера по телевизору показывали «Члена правительства»? Правда Вера Петровна хороша?! И у него покатились слезы из глаз.»

Виталий Вульф:

«гуляли по парку с Пляттом, говорили о кино, театре и вдруг Ростислав Янович начал рассказывать о Вере Петровне…»

Она так и осталась в его сердце…

Однажды в интервью Валентина Талызина скажет, что Вера Петровна хитрая женщина. Держала двух мужиков на коротком повадке. Так они вместе и ходили по высоким кабинетам. Завадский-режиссер и бывший муж, В.П. и Плятт, тот который любил ее всю жизнь.

Славик уйдет к Вере в 1989 году.

Никто в театре и за его пределами их не осуждал, никто не шушукался, даже острая на язык Фаина Раневская молчала. Их все любили и уважали.

Нам же осталось смотреть их фильмы и слушать их ГОЛОСА.

Во время съемок фильма «Легкая жизнь» с участием Плятта и Марецкой сбегался весь Мосфильм. Говорят это была сплошная импровизация, но к сожалению многое было вырезано.

Последнее появление Веры Марецкой в театре. Как всегда за спиной Ростислав Плятт

Ну и конечно же ГОЛОСА Марецкой и Плятта

image
image

Фильмы

Как это часто бывает, путь молодой актрисы на экран начался с театральных подмостков. В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.

Вера Марецкая в театре

Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую», а поклонники пытались достать фото Веры Марецкой для своих коллекций. Однако это было лишь начало. Впервые Вера Петровна снялась в кино в 19 лет, в 1925-м. Ей досталась скромная роль в фильме «Его призыв», драме Якова Протазанова. В этом же году Протазанов пригласил Марецкую на роль в картине «Закройщик из Торжка». Наивная девушка Катя, сыгранная Верой Петровной, покорила зрителей своей простотой и открытостью. С тех пор приглашения режиссеров стали постоянными.

Вера Марецкая в фильме «Закройщик из Торжка»

Фильмография Веры Марецкой постепенно пополнялась: за три года девушка поработала на съемочной площадке фильмов «Стыдно сказать», «Земля в плену», «Живой труп», а также в сатире «Дом на Трубной» режиссера Бориса Барнета. Следующая яркая роль досталась Вере Марецкой в 1935-м.

В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.

Вера Марецкая в фильме «Любовь и ненависть»

Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями. Особенно полюбились зрителям картины «Поколение победителей» и «Член правительства». Параллельно со съемками Марецкая продолжала работать на театральной сцене. Ее таланта хватало на все.

Вера Марецкая в фильме «Член правительства»

В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова». Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину». Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны — чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».

Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»

Драма Марка Донского под названием «Сельская учительница» стала настоящим кинотриумфом Марецкой. Этот послевоенный фильм, рассказывающий о судьбе скромной учительницы, не оставил равнодушными ни поклонников актрисы, ни именитых критиков.

Вера Марецкая в фильме «Сельская учительница»

Сама актриса будет потом вспоминать:

«Необычайно человечный и поэтический сценарий Марии Смирновой давал прекрасный материал для создания чистого, нежного, типичного для русской действительности образа женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого дела».

Кинематограф

Уже в 20-х годах Вера Марецкая начала сниматься в кино. Ее дебют был успешным, но в 36-м театр выехал в Ростов. Вероятно, это ее отчасти спасло, потому что два брата актрисы подверглись репрессиям и в 1937-м были расстреляны. Марецкая взяла на воспитание племянника Александра, а в 1940-м повторно вышла замуж. Ее избранником был Георгий Троицкий. Актер оказался замечательным мужем, который взял на себя заботы о детях. Вера Петровна родила супругу дочь Машу.

В 1939-м на экраны вышел фильм «Член правительства» — блистательная работа Марецкой, которая сделала ее любимицей власти. А после съемок в фильме «Она защищает Родину» актриса впервые получила Сталинскую премию. Всего она четырежды станет ее лауреатом. Все последующие работы станут этапом в творчестве Марецкой: «Мать», «Легкая жизнь», «Ночной звонок».

Театр им. Моссовета в годы Великой Отечественной был эвакуирован в Алма-Ату. Оттуда супруг Веры Петровны отправился на фронт и в 1943-м погиб под Орлом. Марецкая узнала об этом на съемках, создавая образ Прасковьи Лукьяновой. Потрясение, которое она испытала, «помогло» сыграть роль настолько пронзительно, что фильм «Она защищает Родину» и сегодня вызывает внутренний трепет и лютую ненависть к фашизму.

Подумать только о фактах: как избавиться от беспокойства за 5 минут

Из баклажанов делаю «плетёнку», а внутрь кладу фарш, перец и макароны: рецепт

4 цвета помады, которые омолаживают лицо женщин старше 40 (красный — среди них)

Личная жизнь

Так сложилось, что личная жизнь Веры Марецкой оказалась неразрывно связана с ее работой. Первый муж Веры Марецкой Юрий Завадский стал первым режиссером актрисы, ее постоянным учителем и поддержкой. Этот брак подарил Вере Марецкой сына Евгения.

Вера Марецкая и муж Юрий Завадский

Когда мальчику было четыре года, творческая семья распалась, однако Вера Петровна до конца жизни продолжит общаться со своей первой любовью, видя в Завадском наставника и опору. Вторым возлюбленным Веры Петровны стал актер Георгий Троицкий.

Вера Марецкая с детьми

В профессиональном плане мужчина не блистал, зато дети Веры Марецкой (в этом браке актриса родила дочку Марию) всегда были под его чутким присмотром. К сожалению, война унесла жизнь Троицкого. В 1943-м он погиб. После этого Вера Петровна больше не стала выходить замуж.

Смерть

Потеряв мужа, актриса полностью отдала себя работе. Через некоторое время женщина стала страдать от частых головных болей, однако не спешила обращаться к медикам. Коллеги Марецкой практически заставили ее пройти обследование. Диагноз оказался страшным: рак головного мозга. Вера Петровна стоически переносила сеансы химиотерапии, до последнего продолжая выходить на сцену. Актрисы не стало 17 августа 1978 года.

Памятник на могиле Веры Марецкой

Причиной смерти Веры Марецкой врачи назовут рак, с которым женщина боролась несколько лет. Могила Веры Марецкой, расположенная на Новодевичьем кладбище в Москве, до сих пор является местом, куда поклонники таланта женщины приносят цветы. Дочь Веры Марецкой Мария Троицкая пошла по стопам матери, увидев призвание в том, чтобы, как и Вера Петровна, радовать зрителей игрой в кино и на сцене.

Ссылка на основную публикацию
Похожее